Коррекция речевых нарушений

Содержание.
1.Целевой раздел
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы учителя - логопеда
1.2.Принципы и подходы
1.3.Психолого-педагогические условия;
1.4. Значимые характеристики. Характеристика особенностей развития детей
с диагнозом ФФНР и ФНР
1.5.Планируемые результаты освоения детьми содержания образовательной
коррекционной программы
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности учителя - логопеда
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства
2.3. Преемственность во взаимодействии учителя - логопеда и воспитателя.
2.4. Особенности взаимодействия учителя логопеда с семьями
воспитанников
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Приложения:
Приложение № 1 Циклограмма рабочего времени учителя - логопеда
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» Бахаревой Т.Н.

3

Литература

36

3
5
6
7
8
9
9
12
29
31

32
32
32

35

2

1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа учителя-логопеда предназначена для
детей 5-7 лет с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии,
посещающих группы муниципального автономного образовательного учреждения
детский сад №26.
Основными нормативными документами при проектировании дополнительной
образовательной программы по коррекции речевых нарушений у детей дошкольного
возраста являются:
•

Конституция Российской Федерации



Конвенция о правах ребёнка

 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного
образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155



Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования Утвержден приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014

 Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000г. "Об организации
логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
 Положение о дошкольном логопедическом пункте;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва "Об утверждении порядка проведения
аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта
2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии»
 САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях». Утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26

3









Должностные обязанности учителя-логопеда, конкретизируемые на основе требований
к должности «учитель-логопед», учитель-дефектолог» в Едином квалификационном
справочнике №761 от 26. 08. 2010.
Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического
недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С.
А. Миронова, А. В. Лагутина;
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В.
Лагутина;
Образовательная Программа МАДОУ детский сад № 26.

Исходной теоретической и методологической основой программы являются
положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л.С.Выготским (о
ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка), П.Я.
Гальпериным (о поэтапном формировании умственных действий), Р.Е.Левиной (о трёх
уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе
специального образования), В.И.Лубовским, Л.Е.Журовой, Т.Б. Филичевой,
Г.В.Чиркиной, Т.А. Ткаченко, Е.М. Мастюковой и другими.
Логопедическая работа, предусмотренная программой, строится на основе
теоретических положений о роли полноценных фонематических процессов в развитии
речи и становления чтения и письма (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, А.Р.
Лурия и др.).
В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными
характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в основе
восприятия речевых сообщений и определяют уровень сформированности языковой
способности ребёнка и готовности к овладению грамотой.
1.1. Цели и задачи реализации рабочей программы учителя - логопеда
Ведущие цели Программы:
 создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком
дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника;
 построение системы коррекционно-развивающей работы на логопедическом
пункте для детей с ФНР, ФФНР в возрасте 5 - 7 лет, предусматривающей полное
взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного
образовательного учреждения и родителей (законных представителей)
дошкольников.
Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:
- охрана и укрепления психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями.
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
4

родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания организационных форм
дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
1.2.Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание дополнительной образовательной программы учителя – логопеда
определяют следующие принципы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы."/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.,
2015 год основывается на важнейшем дидактическом принципе — развивающем
обучении и на научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное
обучение «ведет» за собой развитие. Воспитание и психическое развитие не могут
выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом
«воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В. В. Давыдов).
Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и образования детей.
Программа «От рождения до школы»:
 соответствует принципу развивающего образования, целью которого является
развитие ребенка;
 сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости
(содержание Программы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно
реализована в массовой практике дошкольного образования);
 строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
 основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
 предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту
формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим
видом их деятельности является игра;
Принципы дополнительной образовательной программы.
 Принцип нейропсихологического подхода.
 Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
 Единство возрастного и индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к
ребенку в контексте его возрастного развития. Знание основных закономерностей
психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий
для формирования личности ребенка;
 воздействие на все стороны речи (принцип системного подхода). Часто родители
акцентируют внимание на одной речевой проблеме ребенка, не подозревая о том,
что речь недоразвита в целом;
5

 опора на сохранное звено. Преодолевая речевое расстройство, специалист сначала
опирается на то, что осталось более сохранным, и лишь потом, постепенно
подключает нарушенное звено к активной деятельности;
 учет закономерностей нормального хода речевого развития. В овладении
языковыми нормами имеются свои алгоритмы, которые необходимо учитывать;
 поэтапность: логопедический процесс длительный и целенаправленный.
Выделяются следующие этапы: диагностика (обследование, выявление речевых
нарушений), разработка индивидуальной программы по коррекции (мотивирование
обучаемого, подготовка органов артикуляционного аппарата, отработка
правильного речевого дыхания, постановка звуков, автоматизация звуков в
самостоятельной речи, дифференциация смешиваемых звуков); оценка и контроль
(оценивание и динамика в обучении, проверка отсутствия рецидивов);
 взаимодействие (сотрудничество с родителями). Роль родителей в устранении
речевой проблемы – одна из ведущих.
 систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и
доступность, постепенность, концентрическое наращивание информации по всем
направлениям работы, что позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него
знания и умения, и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие.
1.3.Психолого-педагогические условия
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с
каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и
потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для
свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание
условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
оценку индивидуального развития детей;
6

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам
образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с
семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив
семьи.

1.4. Значимые характеристики. Характеристика особенностей развития детей с
диагнозом ФФНР и ФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность
процессов восприятия звуков речи.
К ФФНР, осложненному стертой формой дизартрии и сложной дислалией отнесены дети с
остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков,
недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий
уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того,
что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР строится с учетом особенностей
психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие
органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять
собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте важно в результате обследования
дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также
следует учитывать программные требования данного возраста.
Необходимым условием реализации образовательной программы является наличие
основной документации:
1. Медицинские выписки из истории развития ребенка на основании которых дети
поступают на логопедический пункт.
2. Речевая карта на каждого ребёнка зачисленного на логопункт.
7

3. Рабочая программа логопедической работы (куда входят годовой, перспективнокалендарный и индивидуальный планы).
4. Индивидуальная тетрадь ребёнка.
5. Отчёт учителя-логопеда.

1.5.Планируемые результаты
образовательной программы

освоения

детьми

содержания

дополнительной

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий
разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не
позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов
освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО и в примерной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы. "/
Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой., 2015 год
На этапе завершения коррекционной работы:
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, использует речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, у ребенка складываются предпосылки грамотности:
 свободно составляет рассказы, пересказы;
 владеет навыками творческого рассказывания;
 адекватно употребляет в самостоятельной речи простые и сложные предложения,
усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами
предложения и т. д.;
 понимает и использует в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
 понимает и применяет в речи все лексико-грамматические категории слов;
 владеет навыками словообразования разных частей речи, переносит эти навыки
на другой лексический материал;
 оформляет речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами
русского языка;
 владеет правильным звуко-слоговым оформлением речи. Помимо этого, у детей
должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом
определяющие их готовность к школьному обучению:
o фонематическое восприятие,
o первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза,
o графо-моторные навыки,
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Система оценки результатов
освоения Программы
Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития
8

каждого ребенка. Инструментарием оценки своей работы является аутентичная оценка.
В основе аутентичной оценки лежат следующие принципы.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на
результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством
прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в
естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).
Во-вторых, аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком
много времени, хорошо знают его поведение. В этом случае опыт педагога сложно
переоценить.
В-третьих, аутентичная оценка максимально структурирована.
Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.
2. Содержательный раздел
2.1.Описание образовательной деятельности учителя - логопеда
Образовательная область
«Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой
и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной
культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте» (см. пункт 2.6. ФГОС ДО).

Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для
рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки,
монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные
книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки,
фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в
том числе из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными
впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ
близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости
(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими
предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и
качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение
к труду.
Упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар,
мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным
значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
9

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию
согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове
(начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в
предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и
прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям
замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных,
предоставлять возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка,
солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок
— медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в
именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении;
прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения.
Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою
точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,
рассказы.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать
свои концовки к сказкам.
Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему,
предложенную воспитателем.
Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Развивающая речевая среда. Приучать детей — будущих школьников — проявлять
инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели бы узнать, в
какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие
мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о чем) предпочитают
слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать наглядные
материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с
воспитателем и сверстниками.
Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объект,
ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои
мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Помогать осваивать формы речевого этикета.
10

Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать детям об интересных фактах
и событиях.
Приучать детей к самостоятельности суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по обогащению бытового,
природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их
значением и целью высказывания.
Помогать детям осваивать выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в
произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и
отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.
Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным
звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в
предложении.
Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова,
существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной
и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать
языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.
д.).
Связная речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи.
Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру
речевого общения.
Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные
тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины,
по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять
план рассказа и придерживаться его.
Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
Подготовка к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без
грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов
и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (наша
Маша, малина, береза) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Цель коррекционно – логопедической работы – возможность освоения детьми с речевыми
нарушениями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим логопедическая работа с детьми направлена на решение задач:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
11

- формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического
восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, автоматизация
слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.

2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства
Направления коррекционно-развивающей работы:









формирование полноценных произносительных навыков;
развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных
возрасту форм звукового анализа и синтеза;
развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам
словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое
предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной
связной речи;
развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой
коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты

Современные образовательные технологии,
применяемые при коррекционной работе:
 технология логопедического обследования Трубниковой Н.М.;
 технология организации логопедического обследования О.Грибовой; технология
дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.;
 технология развития речевого дыхания и голоса;
 технология развивающего обучения Эльконина – Давыдова;
 технология универсальных логопедических игр Лебедевой И.Л.,
 технология педагогического проектирования;
 личностно-ориентированной технология Якиманской И.С.;
 информационно-коммуникативные технологии.
Формы и средства организации образовательной деятельности
Система коррекционно-развивающей
работы на логопедическом пункте.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта
детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено
специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда.
12

Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных областей в работе
с детьми старшего дошкольного возраста:





Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»

Учебный год на логопедическом пункте начинается первого сентября и условно делится
на три периода (сентябрь – ноябрь; декабрь – февраль; март – май).
С 1 по 15 сентября отводится время для углубленной диагностики, сбора анамнеза,
наблюдений за детьми в режимные моменты, составления и обсуждения плана работы на
первый период работы (или на три периода).
С 15 сентября начинаются занятия с детьми в соответствии с утвержденным планом
работы. Оценка темпов динамики развития детей и составление плана работы на
следующий период проходит в рабочем порядке.
В ноябре и марте промежуточный мониторинг.
С 15 мая – итоговая диагностика, повторение пройденного материала, речевые игры с
движениями, логоритмические упражнения. В июне при переходе детского сада на летний
режим обучение проводится только в индивидуальной коррекционно-развивающей
деятельности.
Дни наиболее высокой работоспособности детей: вторник, среда, четверг.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных
укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического
слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексикограмматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми
особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка
звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу
сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. В течение года
состав подгрупп меняется в зависимости от динамики преодоления речевого дефекта и по
результатам коррекционно-развивающей работы.
Подгруппы формируются по 2-4 человек, периодичность занятий – 2-3 раза в неделю, не
более 30 минут для детей седьмого года жизни, не более 25 минут для детей шестого года
жизни, не более 20 минут для детей пятого года жизни.
Учитывается следующее:

13

 для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным
фонетическим группам;
 звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
 окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе
дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом,
чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически
правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию
связной речи.
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий
на каждого ребёнка с заключением ФФНР 6-го года жизни
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь 10 недель, 10-30 занятий –1- 2-3 занятия в неделю,
II период – декабрь, январь, февраль 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю,
III период – март, апрель, май 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте, связная речь.
Всего 34 -102 занятия в год.
Планирование индивидуальных и подгрупповых занятий
на каждого ребёнка, с заключением ФФНР 7 года жизни
I период – сентябрь, октябрь, ноябрь 10 недель, 10-30 занятий –1- 2-3 занятия в неделю,
II период – декабрь, январь, февраль 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю,
III период – март, апрель, май 12 недель, 12-36 занятий – 1-2-3 занятия в неделю.
- звукопроизношение, связная речь, обучение грамоте.
Всего 34 -102 занятия в год.
Продолжительность занятий с детьми:
ФНР – от 1 до 3 мес;
ФФНР (мономорфная дислалия) – от 3 до 6 месяцев;
ФФНР (полиморфная дислалия) – до 1 года
ФФНР стёртая форма дизартрии – 1-2 года
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них
дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте
ребёнка.
Перспективный план логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи
Периоды
коррекционнологопедической
работы с детьми

Характеристика периодов коррекционнологопедической работы по преодолению
речевых нарушений

Количество
занятий в неделю

1 период

Диагностика речевых навыков.
Подгрупповые и индивидуальные занятия по
формированию фонетико-фонематической
стороны речи.

2 период

Подгрупповые и индивидуальные занятия:
- формирование фонетико-фонематических
навыков (звукопроизношение);
- подготовка к обучению грамоте.

1-я, 2-я неделя
сентября
По графику по 2
занятия каждый
ребёнок
По графику по 2
занятия каждый
ребёнок
14

3 период

Подгрупповые и индивидуальные занятия:
- формирование фонетико-фонематических
навыков (звукопроизношение);
- подготовка к обучению грамоте.
Итоговая диагностика – 3-4 недели мая.

По графику по 2
занятия каждый
ребёнок

План логопедической работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи
Период
I
Сентябрь,
октябрь,
ноябрь,
декабрь

Основное содержание работы
Совершенствование произносительной стороны речи
Закреплять навыки четкого произношения звуков (гласных и согласных),
имеющихся в речи детей. Формировать умение дифференцировать на слух и
в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные
признаки, на наглядно-графическую символику.
Корригировать произношение нарушенных звуков ([л], [л'], [с], [с'], [з], [з']
[ч], [щ], [ц], [ш], [ж], [р], [р'] и т. д.).
Развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам
(гласные - согласные, звонкие - глухие, твердые - мягкие, свистящие шипящиеи т. д.).
Закреплять произношение звуков в составе слогов, слов, предложений,
текстов.
Упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и
закрытыми слогами, со стечением согласных и без них.
Вводить в самостоятельные высказывания детей слова сложной
слоговой структуры.
Воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую
окраску речи.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов
(черепаха, дикобраз, изгородь, крыльцо, панцирь, музей, театр, суша,
занавес, выставка).
Активизировать словообразовательные процессы: употребление
наименований, образованных за счет словосложения: пчеловод, книголюб,
белоствольная береза, длинноногая, длинноволосая девочка,
громкоговоритель; прилагательных с различными значениями
соотнесенности: плетеная изгородь, камышовая, черепичная крыша и т. д.
Учить употреблять существительные с увеличительным значением
(голосище, носище, домище).
Совершенствовать навыки подбора и употребления в речи антонимов глаголов, прилагательных, существительных (вкатить - выкатить, внести вынести, жадность - щедрость, бледный - румяный).
Объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную
структуру (футболист - спортсмен, который играет в футбол). Упражнять в
подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой,
жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).
Учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные
предлоги.
Учить образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, злее,
слаще, гуще, дальше); сложные составные прилагательные (темно-зеленый,
15

ярко-красный).
Развивать понимание и объяснять переносное значение выражений:
широкая душа, сгореть со стыда.
Совершенствовать умение преобразовывать названия профессий м. р. в
профессию ж. р. (воспитатель - воспитательница, баскетболист баскетболистка).
Учить детей преобразовывать одну грамматическую категорию в
другую (танец - танцевать - танцовщик - танцовщица - танцующий).
Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи
Закреплять умение выделять отличительные признаки предметов, объектов;
составлять загадки с опорой на эти признаки.
Совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов; составление
рассказов-описаний каждого из них.
Учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся
слов; словосочетаний с рифмами.
Упражнять в конструировании предложений по опорным словам.
Формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе
событий заданной последовательности.
Упражнять в распространении предложений за счет введения однородных
членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений). Учить
анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие
между частями сюжета.
Закреплять навыки составления рассказа по картине (с опорой на
вопросительно-ответный и наглядно-графические планы).
Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок;
заучивать потешки, стихотворения.
Совершенствовать навыки пересказа рассказа, сказки с опорой на
картинный, вопросный планы. Формировать навыки составления
предложений с элементами творчества (с элементами небылиц,
фантазийными фрагментами).
Учить составлять рассказы с элементами творчества (дополняя, изменяя
отдельные эпизоды).
Подготовка к овладению элементарными навыками
письма и чтения
Развивать произвольное внимание, слуховую память.
Закреплять понятия «звук», «слог».
Совершенствовать навыки различения звуков: речевых и неречевых,
гласных - согласных, твердых - мягких, звонких - глухих, а также звуков,
отличающихся способом и местом образования и т. д. Формировать умение
выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава
слова(у - утка).
Учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух - трех - четырех
гласных звуков.
Учить осуществлять анализ и синтез обратного слога, например: ап.
Формировать умение выделять последний согласный звук в слове,
например: мак.
Учить выделять первый согласный звук в слове, например: кот.
Формировать умение выделять гласный звук в положении после
согласного (в слогах, словах).
Учить производить анализ и синтез прямых слогов, например: са, па.
Знакомить с буквами, соответствующими правильно произносимым
звукам ([а], [о], [у], [ы], [п], [т], [к], [л], [м] — количество изучаемых букв и
16

последовательность их изучения определяется логопедом в зависимости от
индивидуальных особенностей детей); учить анализировать их оптикопространственные и графические признаки. Учить составлять из букв
разрезной азбуки слоги: сначала обратные, потом — прямые. Учить
осуществлять звуко-буквенный анализ и синтез слогов.
Развивать оптико-пространственные ориентировки.
Развивать графо-моторные навыки.
II- III
Январь,
февраль,
март,
апрель,
май

Совершенствование произносительной стороны речи
Продолжать закреплять и автоматизировать поставленные звуки в
самостоятельной речи.
Развивать умение дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки
([р] - [л], [с] - [ш], [ш] - [ж] и т. д.); формировать тонкие звуковые
дифференцировки ([т] - [т'] - [ч], [ш] - [щ], [т] - [с] - [ц], [ч] - [щ] и т. д.).
Развивать умение анализировать свою речь и речь окружающих на предмет
правильности ее фонетического оформления.
Продолжать работу по исправлению нарушенных звуков ([р], [р'], [ч],
[щ]).
Совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов
сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.
Продолжать работу по воспитанию правильного темпа и ритма речи, ее
богатой интонационно-мелодической окраски.
Развитие лексико-грамматических средств языка
Уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы).
Активизировать словообразовательные процессы: объяснение и
употребление сложных слов (стекловата, Белоснежка, сладкоежка, самокат,
снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных
с уменьшительно-ласкательным, увеличительным значением (кулак кулачок -кулачище).
Закреплять употребление обобщенных понятий на основе их тонких
дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные).
Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных
предлогов.
Учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным
значением (ангельский характер, ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.).
Совершенствовать умение подбирать синонимы (прекрасный, красивый,
замечательный, великолепный).
Учить употреблять эти слова в самостоятельной речи.
Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в
роде, числе, падеже.
Закреплять навыки согласования числительных с существительными в роде,
падеже.
Продолжать учить подбирать синонимы и употреблять их в самостоятельной
речи (молить - просить - упрашивать; плакать - рыдать -всхлипывать).
Совершенствовать умение преобразовывать одни грамматические
формы в другие (веселье - веселый - веселиться - веселящийся). Продолжать
учить объяснять и практически употреблять в речи слова переносного
значения (смотреть сквозь розовые очки, собачья преданность, работать
спустя рукава, закидать шапками).
Развитие самостоятельной фразовой речи
Закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинноследственных и временных связей, существующих между ними. Продолжать
17

совершенствовать навыки распространения предложений за счет введения в
них однородных членов предложения.
Продолжать совершенствовать навык пересказа сказок, рассказов:
• с распространением предложений;
• с добавлением эпизодов;
• с элементами рассуждений; с творческим введением новых частей
сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета).
Заучивать стихотворения, потешки.
Совершенствовать навыки составления рассказов-описаний (одного
предмета, двух предметов в сопоставлении).
Продолжать учить составлять рассказ по картине, серии картин.
Закреплять умения составлять словосочетания, предложения с
рифмующимися словами.
Совершенствовать навыки составления развернутого рассказа о каком-либо
событии, процессе, явлении за счет подробного, последовательного описания
действий, поступков, его составляющих.
Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.
Продолжать развивать оптико-пространственные ориентировки.
Совершенствовать графо-моторные навыки. Закреплять понятия,
характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твердый», «мягкий»;
введение нового понятия «ударный гласный звук».
Закреплять изученные ранее буквы, формировать навыки их написания.
Знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции
или акустическим признакам ([с] - [ш], [с] - [з], [п] - [б] и т. д.).
Закреплять графические и оптико-пространственные признаки изученных
букв, формировать навыки их дифференциации.
Продолжать формировать навыки деления слова на слоги.
Формировать операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе
наглядно-графических схем слов (например: вата, кот). Вводить изученные
буквы в наглядно-графическую схему слова. Обучать чтению слогов, слов
аналитико-синтетическим способом.
Формировать навыки написания слогов, слов (например: лапа).
Знакомить со словами более сложной слоговой структуры (шапка, кошка),
учить их анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки, читать и
писать.
Формировать навыки преобразования слогов, слов с помощью замены
букв, удаления или добавления буквы (му - пу, мушка - пушка, кол - укол).
Учить определять количество слов в предложении, их
последовательность.
Учить выкладывать из букв разрезной азбуки читать небольшие
предложения.
Формировать навык беглого, сознательного, послогового чтения
коротких текстов.

18

Тематическое планирование лексического материала.
Тема


Осень





Период

До свидания лето!
День знаний

4 неделя августа
1 неделя сентября

Дары леса, сада, огорода
Путешествие в хлебную страну
Перелетные птицы.

2 неделя сентября
3 неделя сентября
4 неделя сентября

Явления неживой природы

1 неделя октября

Я вырасту здоровым
 Все о своем здоровье и безопасности
 О хороших привычках и манерах поведения

2 неделя октября
3 неделя октября

Мой город, моя страна
 Моя планета
 Моя республика – Россия! Мой город .

4 неделя октября
5 неделя октября

Мониторинг
МЫ строители
Транспорт. Правила дорожного движения
Зима
 Признаки зимы. Неживая природа
 Хвойные деревья Животные наших лесов.
Зимующие птицы.
 Скоро, скоро Новый год!
Каникулы
Русская изба
 «Традиционный костюм в культуре народов
России»
 Зимние забавы.
 Зимние виды спорта
Защитники Отечества
 Военные профессии
 Военная техника
Международный женский день
Животный мир морей и океанов
Животные холодных и жарких стран
Весна
 Огород на окне

1,2 недели
(2-15 ноября)
3 неделя ноября
4 неделя ноября
1 неделя декабря
2 неделя декабря
3 неделя декабря4 неделя декабря
1,2 недели января
3 неделя января
4 неделя января
5 неделя января1 неделя февраля
2 неделя февраля
3 неделя февраля
4 неделя февраля1 неделя марта
2 - неделя марта
3 - неделя марта
4 неделя марта

19



Признаки весны. Сезонные изменения в одежде и
труде людей.

1 неделя апреля

Космос и далекие звезды
Путешествие в мир насекомых
Музыка и сказка!

2 неделя апреля
3 неделя апреля
4 неделя апреля

Профессии людей
День Победы
Мониторинг
Наша безопасность
До свидания, детский сад!

5 неделя апреля
1 неделя мая
2 неделя мая
3 неделя мая
4 неделя мая

Организация индивидуальных занятий
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими
особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФНР – 1-2 раза в неделю;
ФФНР – 2-3 раза в неделю;
На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной
струи для правильного произношения звуков).
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц
артикуляционного аппарата).
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук)
штриховки, выкладывание букв из палочек, соединение букв в слоги, слогов - в слова
4. Постановка звуков разными способами.
5. Автоматизация звуков в речи.
6. Дифференциация звуков в речи.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных
навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса.
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению
I.Подготовительный этап.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой
коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
20

б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и
специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной
достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой
гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при
необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. Формирование произносительных умений и навыков.
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и
акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). Постановка звуков. Последовательность:
-свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- сонор Л'
- шипящий Ш
- шипящий Ж
- сонор Л
- сонорыР, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки: (по подражанию, от базовых звуков, механический, смешанный).
Подготовительные упражнения
(кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих:«Лягушата», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Чистим нижние
зубки», «Расчёсочка», «Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Бублик», «Вкусное варенье», «Маляр», «Чашечка», «Грибок», «Погреем
руки»; «Фокусник»
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик»,
«Гармошка», «Пулемет», «Фокусник»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык», «Чистим верхние зубки», «Катушечка»,
«Пароход гудит», «Самолёт летит».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) С, С', 3, 3' Ш, Ж, Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в
последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
При дизартрии - сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением
согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно
вырабатывать вибрацию
3). Автоматизация каждого исправленного звука в словах:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется
в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети
21

со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная
работа проводится в подгруппах.
4). Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы,
подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).Дифференциация звуков:
С – З, С – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6). Автоматизация в спонтанной речи(в диалогической речи, в играх, развлечениях,
режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза
слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Систематические упражнения на развитиевнимания, мышления на отработанном
материале.
V. Развитие связной выразительной речина базе правильно произносимых звуков.
- Лексические и грамматические упражнения. - Нормализация просодической стороны
речи.
- Обучение рассказыванию.
План индивидуальных занятий на логопункте для детей с ФФНР
Период
I

Месяц

Содержание работы

Сентябрь
[х'], [j], [ы], [с], [с'], [з], [з'], [л], [л'], [ш], [ж], [р], [р'] и др.
Октябрь

ноябрь

декабрь

произношения
звуков [у], [а], [и], [п], [п'], [э], [т], [т'], [к], [к'], [м], [м'], [л'], [о],[х],
лух: гласных -[у], [а], [и],
[э], [о], [ы]), согласных - [п], [т], [м], [к], [д], [к'], [г], [х], [л], [л'], [j],
[р], [р'], [с], [с'], [з], [з'], [ц] в различных звуко-слоговых структурах
и словах без проговаривания.
Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] - [х], [л'] [j], [ы] -слоговой сложности
(преимущественно двух- и трехсложных)в связи с закреплением
ритмических моделей слов: та-та, та-та, та-та-та, та-таОпределение ритмических моделей слов: вата-тата, вода-тата и т. п.
Соотнесение слова с задан-ной ритмической моделью
Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б'], [д],
[д'], [г], [г'], [ш], [ж], [л], [р], [р'], [ц],[ч], [ш] в соответствии с
Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре
слов, состоящих из правильно произносимых звуков
(строительство, космонавт и др.).
22

январь

Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом
правильногопроизношения звуков: [с] (продолжение), [с'], [з],

Февраль

Март

на слух: [с] - [с'], [з] - [з'], [з] - [з'] - [с] - [с’], [б] -[б'] - [п] - [п'], [д] [д'], [д] - [д'] - [т] - [т'] -[г] - [г'], [г] - [г'] - [к] -[к'] - [д]- [д'], [ш]- [с]
36
-[ж] - [щ], [л] - [л'] - [р] - [р’], [ж] - [з] Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] - [с'], [з] [з'], [б] - [п], [д] - [т], [г] - [к], [с] - [ш], [ж] - [з], [ж] - [ш], [с] - [ш] [з] - [ж], [р] – [р'], [л] - [л'].
Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар,перекресток,
экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного
состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры.
Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии

правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных
звуков.
Апрель
Различение на слух: [ч] - [т'] - [с'] -[щ], [ц] - [т'] - [с], [щ]-[ч] - [с'] - [т'],
[ч] - [с'], [ц] - [с], [щ] - [ш], [щ] - [ч], [щ] - [с'].
Май
Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного
произношения всех звуков речи (учительница, часовщик,
электрический), употребление их в самостоятельной речи.
-слогового состава.
Контрольные параметры:
 Дифференцирует понятия «слово», «предложение»;
 Имеет представление о словах, обозначающих предмет, признак и действие
предмета и практически использует их в речи;
 Знает и различает одушевлённые и неодушевлённые предметы;
 Владеет основными способами словообразования и практически использует в речи
существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголы с
разными приставками;
 Умеет согласовывать слова в роде, числе, падеже;
 Умеет выделять предлоги как отдельное служебное слово.
 Проявляет интерес к усвоению основных способов словообразования и
словоизменения.
 Владеет навыками составления простых, простых распространенных и сложных
предложений, по вопросам, демонстрации действий, по картинке;
 Умеет строить связное высказывание (рассказ, пересказ)
На всех коррекционных занятиях проводится совершенствование моторных
навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта
работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих
понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных
знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.

23

Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:
1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или
отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам:
Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?)
3. Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед
каким?)
На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются
зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетикофонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа
нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические
ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки
к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звукобуквенного анализа, сравнение,
сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу,
синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного
чтения и письма.
За это же время практически усваиваются термины: слог, слово, предложение, гласные,
согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
Формирование функций звукового анализа проводится по следующему плану:
1. Определение последовательности и количества звуков в слове. (Сколько звуков в слове?
Назови первый, второй, третий?);
2. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из гласных;
3. Фонематический анализ звукового ряда, состоящего из согласного и гласного;
4. Фонематический анализ слова.
В работе по формированию фонематического анализа осуществляется принцип
системности и постепенного усложнения:
1. Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога,
обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).
2. Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.)
3. Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).
4. Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор,
повар и т.д.).
24

5. Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка,
лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).
6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач,
крот и т.д.)
7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).
8. Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).
9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка,
плотник и т.д.)
10. Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
Работа по развитию слогового анализа и синтеза проводится вначале:
11. С использованием вспомогательных приемов: хлопки, отстукивание;
12. На основе собственного произношения;
13. На основе слухопроизносительных представлений.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов; например: каша кашка - кошка - мошка. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного
звука в слове достаточно для образования нового слова.
Дети с ФФНР и НВОНР данной возрастной категории при формировании связной речи
нуждаются во вспомогательных средствах. Факторами, облегчающими и направляющими
процесс становления речи, являются наглядность и моделирование плана высказывания.
Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке
постепенного убывания наглядности и «свёртывания» смоделированного плана:
Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в
вопросе);
Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов
логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине;
Составление рассказа по серии сюжетных картин;

25

Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов
логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме.
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
Самостоятельное составление рассказа на заданную тему; пересказ

2.3. Преемственность во взаимодействии логопеда и воспитателя.
Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с
детьми, имеющими различные речевые нарушения, является осуществление конкретного
взаимодействия воспитателя и логопеда в условиях массовой группы и логопедического
пункта, обеспечение единства требований при выполнении основных задач программного
обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной
направленности образовательно-воспитательного процесса и преодоления речевой
недостаточности и трудностей социальной адаптации детей. Образовательная программа
предполагает взаимодействие логопеда с воспитателями, которое осуществляется в
разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на
текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приемов
коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства
в групповом помещении; взаимопосещение занятий и совместное проведение
интегрированных комплексных занятий; Для календарного планирования воспитателей
логопед указывает лексические темы на месяц.
Основными задачами взаимодействия в работе логопеда и воспитателя являются:
1. Формирование правильного произношения.
2. Подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
3. Развитие навыка связной речи.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда определены и разграничены.

26

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления
речевой активности и подражательности,
преодоления речевого негативизма
2. Обследование речи детей, психических
процессов, связанных с речью,
двигательных навыков

1. Создание обстановки эмоционального
благополучия детей в группе

3. Заполнение речевой карты, изучение
результатов обследования и определение
уровня речевого развития ребенка
4.Обсуждение результатов обследования.
5. Развитие слухового внимания детей и
сознательного восприятия речи
6. Развитие зрительной, слуховой,
вербальной памяти
7. Обучение детей процессам анализа,
синтеза, сравнения предметов по их
составным частям, признакам, действиям
8. Развитие подвижности речевого
аппарата, речевого дыхания и на этой
основе работа по коррекции
звукопроизношения
9. Развитие фонематического восприятия
детей
10. Обучение детей процессам
звукослогового анализа и синтеза слов,
анализа предложений
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой
структуры слова
12. Формирование предложений разных
типов в речи детей по моделям,
демонстрации действий, вопросам, по
картине и по ситуации
13. Подготовка к овладению, а затем и
овладение диалогической формой общения

14. Развитие умения объединять
предложения в короткий рассказ,
составлять рассказы-описания, рассказы по
картинкам, сериям картинок, пересказы на
основе материала занятий воспитателя для
закрепления его работы

2. Обследование общего развития детей,
состояния их знаний и навыков по
программе предшествующей возрастной
группы
3. Изучение результатов с целью
перспективного планирования работы
5. Воспитание общего и речевого поведения
детей, включая работу по развитию
слухового внимания
6. Расширение кругозора детей
7. Развитие представлений детей о времени
и пространстве, форме, величине и цвете
предметов (сенсорное воспитание детей)
8. Развитие общей, мелкой и
артикуляционной моторики детей
9. Выполнение заданий и рекомендаций
логопеда
10. Закрепление речевых навыков,
усвоенных детьми на логопедических
занятиях
11. Развитие памяти детей путем
заучивания речевого материала разного
вида
12. Контроль за речью детей по
рекомендации логопеда, тактичное
исправление ошибок
13. Развитие диалогической речи детей
через использование подвижных, речевых,
настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых
и игр-драматизаций, театрализованной
деятельности детей, поручений в
соответствии с уровнем развития детей
14. Формирование навыка составления
короткого рассказа, пересказа.

27

2.4. Особенности взаимодействие учителя - логопеда с семьями воспитанников
Основной целью взаимодействия логопеда с семьями воспитанников ДОУ является:
 активизация родителей, привлечение их внимания к тем психологопедагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы
организованный коррекционный процесс был последовательным и максимально
эффективным.
Для этого необходимо решение ряда задач:
 установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
 объединить усилия для развития и воспитания детей;
 создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
 активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их
уверенность в собственных педагогических возможностях.
См. Приложение: «Программа партнерства семьи и доу в логопедической работе»

28

3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
Помещение логопедического кабинета для индивидуальных и подгрупповых занятий S =
30 кв.м.
Оснащение кабинета:
1. Настенное зеркало – 1 шт.
2. Столы для детей -5 шт.
3. Стол для логопеда – 1шт.
4. Компьютерный стол – 1 шт.
5. Стул для взрослых – 2шт.
6. Дополнительное освещение у зеркала
7. Настенные часы, песочные часы
8. Пристенная мебель «Логопедическая стенка»
9. Навесная магнитная доска
10. Мольберты для наглядности 2 шт.
11. Персональный компьютер 1шт.,
12. Принтер черно – белый «Самсунг» 1 шт.
13. Методическая и учебная литература.
14. Дидактические игры и игрушки
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Диагностическое обеспечение.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. В альбоме
предоставлен иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющий выявить нарушения всех
компонентов речи.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей
дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. М.: "Гном Пресс", 1999. Пособие предназначено для оперативного обследования звукопроизношения
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
В этом пособии представлены материалы по организации процедуры обследования
проявлений языко-речевой недостаточности как целостного процесса с учетом его
многовариантности.
Программное обеспечение.
«От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования"/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.,
2015 год

29

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и методические
рекомендации для дошкольного образовательного учреждения - М.: Школьная Пресса,
2003. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи - самая распространённая
категория детей с отклонениями речевого развития.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. "Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи". Программа и методические рекомендации для дошкольного
образовательного учреждения
Методическое обеспечение.
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I – III периодов
обучения в старшей группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Пособие включает перспективный план и конспекты занятий, состоит из двух частей
и содержит подобранные по степени возрастающей сложности упражнения для развития
общей, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и
обучения детей грамоте (4 книги).
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий I - III периодов
обучения в подготовительной к школе группе. - М.: Издательство ГНОМ и Д,
2007. Пособие включает перспективный план и конспекты занятий. Занятия комплексные,
проводятся на материале одной лексической темы, содержат подобранные по степени
возрастающей сложности упражнения для развития общей, артикуляционной и мелкой
моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте, связной
речи (4 книги).
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. -М.: ТЦ
Сфера, 2003.
В книге впервые представлена целостная методика стимулирующего
логопедического воздействия на детей раннего возраста: организационные требования к
проведению занятия, анкета для определения актуального уровня речевого развития,
методика наблюдения за развитием речи детей и подробные сценарии развивающих и
диагностических занятий.

Нищева Н.В. "Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с
общим недоразвитием речи".- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
Пособие включает три раздела, посвящённых логопедической работе в разных возрастных
группах - средней (1-й год обучения), старшей и подготовительной к школе. Каждый
раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и
приложений. Приложения содержат обширный дидактический материал к
логопедическим занятиям, методические материалы.

30

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды с
учетом требований ФГОС ДО.
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета:
1. Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала
пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, с
учётом особенностей и коррекции недостатков их развития. 2. Обеспечивает
возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда.
3. Обеспечивает: реализацию программы коррекционного обучения;
возрастные особенности детей.
4. Содержательно-насыщенная, трансформируемая,
вариативная, доступная и безопасная.

учитывает

полифункциональная,

1) Насыщенность среды кабинета соответствует возрастным возможностям детей и
содержанию Программы. Образовательное пространство оснащено средствами
обучения и воспитания (в том числе техническими) в соответствии со спецификой
Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов
обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и
мелкой моторики; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации,
в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного
использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели.
наличие в кабинете полифункциональных предметов, в том числе природных
материалов и пр., пригодных для использования в разных видах детской активности (в
том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает: наличие в кабинете различных пространств
(для игры, конструирования, и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость
игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую,
двигательную,
познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: свободный доступ детей к играм, игрушкам,
материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по
обеспечению надёжности и безопасности их использования.
31

Приложение к дополнительной образовательной программы
Приложение № 1
ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА
МАДОУ детский сад №26 «Радуга» БАХАРЕВОЙ Т.Н.

ПОНЕДЕЛЬНИК

17.00 – 19.00 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ (6 занятий)

СРЕДА

17.00 – 19.00 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ (6 занятий)

ПЯТНИЦА

17.00 – 19.00 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ (6 занятий)

32

Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
2. Арефьева З.О., Подобед СО. Организация работы логопедического пункта в ДОУ //
Логопед. 2004. № 6.
3. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008
4. Боровцова Л.А. Организация и содержание логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. Тамбов, 2007.
5. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод.пособие /
О.Е.Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005.
6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях
дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.:
Детство-Пресс, 2001.
7. Епифанова О. Организация логопедической работы в дошкольных образовательных
учреждениях. «Дошкольное образование», 2003 г., №8, с.65
8. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.
9. Каше. Г Л., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1978.
10. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера,
2008.
11. Козина И.В.. Кулакова Т.В. Коррекционный уголок группы как часть предметноразвивающей среды // Логопед. 2005. № 5.
12. Козырева OA. Анализ и самоанализ логопедического занятия // Логопед. 2005. № 1.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с ФФН. М., «Гном и Д», 2000 г., I, II, III части.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
15. Курдванивская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5—7 лет. М., 2007.
16. Кучергина О.В. Планирование логопедической работы в ДОУ // Логопед. 2004. Кч 6.
17. Ларин М.В. О государственной политике в сфере документационного обеспечения
управления // Делопроизводство. 2005. № 1.
18. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.
СПб., 2003.
19. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под
общ. ред. проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
20. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, М.А.Васильевой,
Т.С.Комаровой. М., Мозаика-Синтез, 2005 г.- 208 с.
21. Степанова О.А. Рабочий журнал логопеда ДОУ. М., 2004.
22. Степанова ОЛ. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном
учреждении. М., 2007.
23. Поваляева МЛ. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2002.
24. Подобед СО. Изучение результативности логопедической работы в ДОУ: новые
подходы // Логопед. 2005. № 4.
25. Подобед СО. Положение о работе логопедического пункта ДОУ // Логопед. 2007. № 1.
33

26. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетикофонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). М.: МГОПИ, 1993 г.- 72
с.
27. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.М.:ГНОМ и Д,2000
28. Худенко ЕД. Современные подходы к организации коррекционного обучения в
образовательных учреждениях /'/ Развитие и коррекция. 1998. № 1.
Литература для родителей
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для
преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство –
ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
3. Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. М., 1999.
4. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет. М.: Ювента, 2007.
6. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2008.
7. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.
8. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.
9. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
10. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
11. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте.
М.: Книголюб, 2000.
12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб, 2005.
13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».