14.06.2024
Вопрос безопасного поведения ребенка на улице очень актуален. Именно
поэтому в каждой группе детского сада должен быть уголок дорожной безопасности.
Содержание уголка и особенности организации деятельности в нем зависят от
возрастной группы.
Во всех группах
необходимо иметь фланелеграф или магнитную доску- для моделирования ситуаций на
дороге.
Уголок для детей раннего возраста
В группах раннего возраста зона дорожного движения создается
для решения ряд задач:
1.Формировать
первичные представления о машинах, улице, дороге.
2.
Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.
Центром уголка дорожной безопасности для малышей становится автомобиль.
Учитывая особенности возраста - активные действия с предметами, стремление
повторять друг за другом - в уголке должно быть большое количество игрушечных
автомобилей: грузовых, легковых и общественного транспорта.
Уголок ПДД также может содержать:
· Дидактические картинки на тему
«Транспорт».
· Простейший макет светофора, красный и
зеленые круги для имитации светофора.
· Атрибуты для игры «Гаражи», «Шоферы»: разноцветные рули, шапочки (медальоны), жилеты с
эмблемами различных автомобилей.
· Комплект грузовых и
легковых машинок, игрушечный общественный транспорт (например, автобус).
· Красные и зелёные
круги, обозначающие сигналы светофора.
· Простейший макет
светофора для пешеходов.
· Дидактические игры:
«Помести каждый автомобиль в свой гараж», «Светофор» (на соответствие размера
или цвета машины и гаража), пазлы из четырёх элементов с изображением
транспорта, деревянные пазлы-вкладыши.
Все игрушки и предметы должны быть действующими, яркими, достаточно
крупными, прочными и безопасными. Располагаться машинки должны довольно низко
(на нижней полке стеллажа, в отдельных контейнерах), рядом с ковром – чтобы
создавалось ощущение гаража. Здесь же можно разместить игрушечные светофоры. Детский ковер легко превращается в автодром, особенно если имеет
соответствующий рисунок, имитирующий план дорог.
Уголок в младшей группе
Перед воспитателем детей младшего дошкольного возраста
стоят задачи:
1.Расширять
ориентировку в окружающем пространстве.
2.Знакомить
детей с правилами дорожного движения.
3.Учить
различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов
светофора.
4.Формировать
первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу,
держась за руку взрослого).
5.
Знакомить детей с работой водителя.
Младшие дошкольники продолжают играть с игрушечными машинками, которые
дополняются специальным транспортом: «Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция».
Игрушки становятся более реалистичными.
Вышеуказанные пособия пополняются новыми.
Содержание уголка дорожной безопасности:
1. Расширенный дидактический набор «Транспорт».
2. Более полный набор
игрушечных машин, помогающих классифицировать виды транспорта.
3. Макет улицы с четким разграничением
тротуара и проезжей части (хорошо, если он будет крупным) и набор
машинок и моделей человека для данного макета.
4.
Дополнительные атрибуты: дома, деревья, кустарники и
др.
5. Светофор для водителей (три цвета светофора).
6. Детские книги с картинками, стихотворениями (С. Михалков «Светофор»; «Велосипедист»;«Моя
улица» ), загадками о машинах и светофоре.
7. Атрибутика для игры «Автобус»: руль, стульчики для водителя и пассажиров.
8. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт»
(разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с
изображением того или иного вида транспорта и т.д.)
9. Картинки для игры
на классификацию видов транспорта «На чём едут пассажиры», «Найти такую же
картинку».
10.Иллюстрации с
изображением транспортных средств.
По-прежнему актуальны игры в «шоферы», только для игры добавляется желтый
круг – сигнал «приготовиться».
Уголок в средней группе
Задачи:
1.
Расширять ориентировку в окружающем пространстве.
2.Продолжать
знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка
общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице.
3.Подводить детей
к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
4.Уточнять знания
детей о назначении светофора и работе полицейского.
5. Знакомить с
различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и
назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай,
троллейбус, автобус).
6.Знакомить со
знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного
транспорта».
7.Формировать
навыки культурного поведения в общественном транспорте.
Непростые образовательные задачи и стремление детей к игре ставят
необходимость специального напольного покрытия (коврика) или раскладной панели с
дидактическим рисунком улиц и дорог. На нем обязательно должны быть пешеходные
переходы, а дороги довольно широкие, чтобы организовать две полосы движения
игрушечными машинками.
Уголок ПДД дополняется новым материалом:
1. Макеты
светофоров. Лучше, если он будут действующими: механическими или
на батарейках.
2. Игровой
материал для занятий на специальном ковре или панели:
машинки, люди, животные.
3. Макеты улицы с пешеходным переходом. Дорожный знак «Пешеходный переход».
4. Развивающие игры на темы ПДД: игры-лото, игры-викторины, дидактическая игра «Построй светофор»
(задача ребёнка — выложить кружки на модели в нужной последовательности)
5. Художественная литература, например, Н. Носов «Автомобиль», А. Дорохов
«Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум», Б.Житков «Светофор» и
др.
6. Раскраски на тему «Улица», «Транспорт».
7.
Поделки, выполненные родителями с детьми.
8.
Иллюстрации
с изображением транспортных средств
Подвижные игры «Гаражи» и «Шоферы» дополняются специальными светофорами и
пешеходным переходом.
Уголок в старшей группе
Задачи:
1.Уточнять
знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар),
о движении транспорта, о работе светофора.
2.
Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и
велосипедистов.
3.
Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая»,
«Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи»,
«Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы»,
«Велосипедная дорожка».
В свободном доступе у детей должны быть наборы дорожных знаков,
автомобили, фигурки детей
и животных. Появляются макеты
(таблички) домов и общественных знаний (школа, больница). На специальных ковриках или макетах улиц дети могут разыгрывать дорожное
движение, брать на себя роль полицейских, проектировать проблемные ситуации.
Содержание уголка:
1.
Более
усложнённый макет перекрёстка, имеющего съёмные детали: ребята могут
самостоятельно моделировать улицу.
2.
Комплект
дорожных знаков (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный
пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов
запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки –
«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная
дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт
питания»).
3.
Мелкие
знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для
творческих, ролевых игр.
4.
Карточки-схемы,
изображающие жесты регулировщика.
5.
Основные
элементы одежды инспектора ДПС и атрибуты (его фуражка, жилет, жезл).
6.
Дидактические
игры, касающиеся дорожных знаков, дидактические игры: «О чём говорят знаки?»,
«Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица» и др.
7.
Художественная
литература: Н. Носов «Кирюша попадает в переплёт»; Г. Юрмин «Любопытный
мышонок»; Г. Демыкина «Песенка дорожных знаков»; Н. Кончаловская «Самокат».
8.
Поделки, выполненные родителями с детьми, детьми.
9.
Иллюстрации
с изображением транспортных средств.
10.Картинки для игры на классификацию видов
транспорта.
Уголок подготовительной к школе группе
Задачи:
1.Систематизировать
знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
2.
Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
3.Продолжать
знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и
информационно-указательными.
4.Подводить
детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
5.Расширить
представления детей о работе ГИБДД.
6.Воспитывать
культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
7.Развивать
свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности.
8.Формировать
умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.
В свободном доступе у детей должны быть наборы дорожных знаков,
автомобили, фигурки детей
и животных. Появляются макеты
(таблички) домов и общественных знаний (школа, больница). На специальных ковриках или макетах улиц дети могут разыгрывать дорожное
движение, брать на себя роль полицейских, проектировать проблемные ситуации.
Содержание
уголка:
1. Сложный макет перекрестка, детали для моделирования улицы.
2. Комплект для игры: машинки, фигурки, светофоры, дорожные
знаки.
3. Набор транспортных
средств
4. Дидактические игры на знание правил
дорожного движения.
5. Карточки-схемы действий регулировщика и карточки с дорожными знаками.
6. Набор дорожных
знаков: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный
пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов
запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки –
«Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная
дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт
питания». Мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на
подстав для творческих, ролевых игр.
7. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: жилет и
фуражка инспектора ДПС, ширма «Пост ДПС», атрибуты для игры в шоферы, «Экзамен в автошколе»: окошечко выдачи прав,
водительские удостоверения, одежда инспектора, который принимает экзамен.
8. Художественная литература на дорожную тематику: В. Иришин «Прогулка по городу»,
энциклопедии на тему транспорта, рассказы,
загадки, стихотворения.
9. Картинки с изображением опасных
ситуаций, которые могут произойти на проезжей части. (К каждой ситуации можно подобрать соответствующий
знак, а импровизированные водительские права выдавать детям в ходе игры). Для их демонстрации педагог может
изготовить импровизированный монитор компьютера либо экран телевизора.
10.Поделки, выполненные родителями с
детьми, детьми.
11.Иллюстрации с изображением транспортных
средств
12.Картинки для игры
на классификацию видов транспорта
Уголок ПДД для родителей
Непосредственно с дорогой дети сталкиваются ежедневно,
но рядом оказываются родители. Поэтому материал уголка ПДД в группе должен
отражаться в информации уголка для родителей. Если есть возможность, то можно
создать в раздевалке отдельный стенд для родителей. Можно выделить отдельное
место (карманчик) для подобной информации на общем родительском стенде.
Требования к оформлению уголка ПДД по ФГОС
ДО
· Выбор оборудования в соответствии с возрастом. Для
младших детей подбираются яркие крупные игрушки, а старшим дошкольникам
интересны мелкие предметы, максимально в деталях приближенные к настоящим.
· Соответствие оборудования задачам воспитания и
обучения детей. Обратите внимание на основные понятия и представления и
позаботьтесь, чтобы детям представлены предметы и макеты.
· Многофункциональность Уголок ПДД соединяется с игровой
зоной, так как формирование представлений и знаний можно объединить с
подвижными и сюжетно-ролевыми играми. В старшем дошкольном возрасте уголок ПДД
может стать зоной апробации продуктов легоконструирования.
· Эстетичность. Любая развивающая зона должна
формировать у детей художественный вкус.
· Вариативность. Необходимо постоянно обновлять материал
уголка, тем самым поддерживая интерес к деятельности.
13.01.2022
Просмотров всего: , сегодня:
13.08.2021
Просмотров всего: , сегодня: