1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №26 «Радуга»
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МАДОУ детский сад № 26
«Радуга»
Протокол № 2 от «18 » октября 2022г
« 18 » октября 2022г
УТВЕРЖДАЮ:
заведующий МАДОУ
детский сад № 26
«Радуга»
______О.А.Бершова
Дополнительная образовательная программа
«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»
Программа рассчитана на детей 4-6 лет
Разработчик программы:
музыкальный руководитель
Орлова Н.Г
г.Кировград 2022
2
Содержание:
I Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
1.2. Актуальность программы
1.3. Цель, задачи программы
1.4. Возрастные особенности детей
II Содержательный раздел
2.1. Объем занятий в неделю
2.2. Форма обучения
2.3.Особенности организации образовательного процесса
2.4. Планируемые результаты
III. Организационный раздел
3.1. Формы организации образовательного процесса
3.2. Условия реализации программы
Литература
3
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей
образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей
(законных
представителей)
воспитанников.
Программа
определяет
цели,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организацию
образовательного
процесса
на
ступени
дошкольного
образования.
При разработке данной программы использовались следующие нормативно правовые
документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 –
ФЗ;
Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального
Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО);
СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020№373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Отличительная особенность программы.
Отличительная особенность программы «Музыкальная азбука», заключается в её основной идее –
не только познакомить детей с миром музыкального искусства, но и обучить их основам вокала и
игры
на
музыкальных
инструментах.
Новизна данной программы состоит в том, что дети, обучаются играть, не только на детских
музыкальных инструментах, но и на фортепиано. Поют в группе и сольно, знакомятся с шедеврами
классической, народной, и современной музыки, что способствует выявлению интересов и
потребностей ребёнка, творческого потенциала
детей,
помогает в выборе дальнейшего
творческого развития – пути творческой самореализации и формировании направленности
личности на дальнейшую социализацию. Всё это соответствует содержанию социального заказа
общества и государства.
Инновационность программы.
Инновационность программы заключается:
1) В содержании материала программы:
- постановка голоса:
- обучение приёмам игры на музыкальных инструментах;
- знакомство с нотной грамотой
2) В форме проведения занятий:
- Каждое занятие строится в виде конкурса команд.
- Изложение и усвоение материала происходит через координационно-подвижные игры.
- Каждое занятие, это творческий процесс – импровизация движений; разучивание песен. Дети
постоянно находятся в творческом процессе.
Разучивая песни они импровизируют
движения, тем самым развивая воображение,
музыкальность, пластику, ритмичность и координацию движений.
Всё это воспитывает ансамблевую слаженность.
4
3) В форме представления и демонстрации результатов освоения программы: - Все свои творческие
достижения дети демонстрируют на праздниках: «Осенины», «Встреча Нового года», «Праздник
мам, бабушек и пап» и «Здравствуй лето».
1.2.Актуальность программы.
Актуальность предлагаемой образовательной программы заключается в том что:
- Дошкольный возраст это важнейший этап развития и воспитания личности и творческое
восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному
развитию. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной
деятельности
(восприятии,
исполнительстве,
творчестве,
музыкально-образовательной
деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций,
интереса, вкуса, представлений о красоте.
Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во
многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок
получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой
музыкальной классики разных эпох и стилей, тем успешнее достигается его развитие, духовное
становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются
первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Пение
развивает у детей дыхание, слух, чувство ритма, память, талант к импровизации, стимулирует
речевую деятельность (позволяет улучшить дикцию, и постановку разговорной речи, справиться с
заиканием).
-Необходимость ориентации ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры, как части
общей духовной культуры, является важным, не только для музыкального, но и общего развития
ребенка, нравственно-эстетического становления личности. «Музыкальная культура дошкольника»
это эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства,
которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует
формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей
эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к
музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает
творческую активность.
- Потребность современного мира в музыкальном образовании исходит из того что современный
ребёнок окружён миром звуков, исходящих из телевизора, телефона, компьютера. Эта музыка
бывает доступной и не доступной его пониманию, поэтому весь процесс музыкального воспитания
должен быть целенаправленным.
Достижение основной задачи – воспитание любви к музыке и потребности в искусстве – возможно,
если дети приобретают необходимые навыки восприятия музыки путём систематического
музыкально – слухового развития.
Музыка побуждает различные эмоции и чувства, которые человек переносит в окружающую жизнь.
Она является источником эстетических чувств, которые стимулируют общественно полезную
деятельность, и побуждает к выработке активной жизненной позиции.
1.3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие музыкальных способностей и подготовка детей к поступлению в
музыкальную школу с целью обучения по дополнительным предпрофессиональным
общеобразовательным
программам
в области музыкального искусства.
Задачи
Обучающие:
•сформировать навыки певческой установки обучающихся;
•научить использовать при пении мягкую атаку;
5
•сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
• обучить приёмам самостоятельной (солисты) и коллективной работы, самоконтроля;
Развивающие:
•развить гармонический и мелодический слух;
•совершенствовать речевой аппарат;
•развить вокальный слух;
• развить певческое дыхание;
• развить преодоление мышечных зажимов;
• развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
• развить гибкость и подвижность мягкого нёба;
• расширить диапазон голоса;
• развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
• воспитать эстетический вкус учащихся;
• воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
• воспитать чувство коллективизма;
• способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
• воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные
качества;
• воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
1.4. Возрастные особенности детей
Возрастные особенности детей 4-х лет.
Дети четырёхлетнего возраста уже относятся к дошкольникам: ребёнок приобретает первые
представления о мире, которые расширятся с возрастом.
Психологической особенностью четырёхлетнего ребёнка является яркое проявление чувств и
чувствительности. Как отмечает советский психолог и педагог Мухина В.С., «в дошкольном
возрасте, особенно в возрасте трёх – четырёх лет, чувства господствуют над всеми сторонами
жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительность. Маленький ребёнок ещё не умеет
управлять переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства». (
Мухина В.С. «Возрастная психология. Феноменология развития», 1999г.). Чувства дошкольников
четырёх лет ярки, но ещё очень неустойчивы. Иногда они специально шалят, что бы посмотреть на
реакцию окружающих и понять, какие эмоции у них вызывают проказы. Так ребёнок учится
различать положительные и отрицательные стороны. У них появляются новые эмоции - стыд,
обида, разочарование, грусть. Дети становятся чуткими: они улавливают настроение близкого
человека и сопереживают. Формируются нравственные качества – понимание, проницательность,
доброта, отзывчивость. Этот период развития характеризуется индивидуальными различиями в
слуховой чувствительности, стремлением к самостоятельности. Заметно укрепляется мышечнодвигательный аппарат
Интеллектуальные особенности 4-х лет объясняются уровнем его анатомического развития.
Правое и левое полушарие развиты в разной степени. Правое полушарие, отвечающее за
проявление эмоций и чувств, преобладает. Развитие речи занимает значимое место среди
особенностей умственного развития детей 4-х лет. Словарный запас уже включает примерно 1500
слов. Главная особенность речи - «переделка» и сокращение услышанных слов. Упражнения на
артикуляцию, применяемые на музыкальных занятиях и пение песен помогают улучшить
разговорные навыки. У детей появляется желание заниматься музыкой, активно действовать.
Музыкальное развитие. Дети четырёх лет эмоционально откликаются на добрые чувства,
выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период
6
вопросов – «почему?», «от чего?», и они часто направлены на содержание музыкального
произведения. Ребёнок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать
простейшие обобщения. Он наблюдателен и способен определить: музыку весёлую, радостную,
спокойную. Различает звуки высокие, низкие и громкие, тихие. Певческий голос в этом возрасте
приобретает звонкость, подвижность, но он ещё очень хрупкий и нуждается в бережной охране.
Пение звучит ещё не слаженно. Наиболее удобный певческий диапазон – ре – си. Движения пока не
достаточно скоординированы. Ребёнок ещё не до конца овладел навыками свободной ориентировки
в пространстве, поэтому в играх и плясках пока ещё нужна активная помощь педагога. Дети
проявляют интерес к музыкальным игрушкам, инструментам и могут усваивать простейшие
приёмы игры на бубне, барабане, металлофоне, деревянных ложках.
Возрастные особенности детей 5-ти лет.
Физическое развитие. Дети пяти лет очень активны. У них отмечается постоянная потребность в
движении. Совершенствуются физические возможности - выносливость, координация.
Психологическое развитие. Психические процессы у ребёнка становятся более произвольными и
осознанными. Появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических
действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по
существенным признакам. Появляется произвольное запоминание. Развивается образная и
словесная память. Улучшается внимание, оно становится более устойчивым. Дети способны
сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течении 15-20 минут. Активно развивается
воображение. В этом возрасте ребёнок желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе
внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Готов общаться со сверстниками,
познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Дети контролируют сначала
друг друга, а затем себя. Стремиться к самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но
ему ещё трудно долго сосредотачиваться на том, что ему интересно.
Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов – внимания,
восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется
игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать
и рассуждать
Музыкальное развитие. В это время у ребёнка формируется голосовой аппарат и способность
хорошо двигаться. Необходимо заниматься пением и развивать ритмическое восприятие. Ближе к
шести годам дети способны запоминать движения и соотносить их с музыкой. К этому возрастному
периоду овладевают культурой слушания музыки. Различают жанры музыки, вникают в её образное
содержание. Активизируется ладовысотный слух, дети начинают распознавать интонационно –
мелодические особенности музыкального произведения. Интенсивное развитие умственных
способностей детей влияет на формирование музыкального мышления, дети готовы к анализу
относительно сложного музыкального произведения, его оценке. Они могут сравнивать, обобщать
по какому – либо признаку (жанру, характеру, содержанию). Уже сформирована потребность в
пении. Им нравится петь. Голос более звонкий, налаживается вокально-слуховая координация.
Ребёнок начинает самостоятельно, осознанно следить за правильностью певческой интонации,
контролировать себя, исправлять неточности своего пения. Способны петь на одном дыхании целые
фразы. Хоровое пение становится более слаженным. Голос остаётся хрупким, так как продолжается
формирование вокальных связок. В этот период дети уже легко ориентируются в пространстве.
Дети любят импровизировать - придумывать свои танцы под музыку. При обучении игре на
металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинах, не соседствующих друг с другом,
но находящихся рядом (через пластину). Это объясняется недостаточностью развития в данном
возрасте микрокоординации
движения руки. Проявляется чувство ансамбля, особенно
ритмического. Исходя из всех этих особенностей, на музыкальных занятиях в этот период делается
упор на слушание и анализ музыкальных произведений, включаются импровизация движений под
музыку и исполняемую песню. Очень привлекательна для них работа по группам.
7
Возрастные особенности детей 6-ти лет.
Физическое развитие. В данном возрасте идёт процесс активного созревания организма. Хорошо
развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника ещё
неустойчивы. Идёт развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается
координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики
ребёнка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребёнка, развития
речи и подготовки к письму. В шестилетнем возрасте дети способны к самостоятельным, точным,
ловким движениям, производимым под музыку в группе детей. Способны овладеть игрой на
различных музыкальных инструментах.
Социальное развитие. Дети шести лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают
основные правила общения. Хорошо ориентируются не только в знакомой, но и не в знакомой
обстановке. Способны управлять своим поведением. Дети стремятся быть хорошими, первыми,
очень огорчаются при неудаче. В этот период они тонко реагируют на изменение отношения,
настроения взрослых.
Интеллектуальное развитие. В шестилетнем возрасте дети способны к систематизации,
классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу причинно-следственных
связей. Очень наблюдательны, задают много вопросов. Имеют элементарный запас сведений и
знаний об окружающем мире, быте, жизни. Если на протяжении дошкольного возраста
преобладающим у ребёнка было непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста
начинает развиваться произвольное внимание. Ребёнок начинает его сознательно направлять и
удерживать на определённых предметах и объектах. Происходит развитие произвольной
зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических
процессов.
Музыкальное развитие. В этом возрасте дети уже могут поразмышлять о роли музыки. Они легко
определяют эмоциональное воздействие музыкальных произведений. Это оптимальное время для
начала музыкального образования. В это время намечаются творческие способности. Дети, у
которых талант к музыке, могут придумывать несложные мелодии. На основе полученных знаний
и впечатлений
дети могут
самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение,
разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения,
переданные музыкой. Они способны к целостному восприятию музыкального образа, что очень
важно для воспитания эстетического отношения к окружающему. Ребёнок способен выделить
наиболее яркие средства «музыкального языка». Голосовой аппарат становится более крепким.
Расширяется и выравнивается диапазон, появляется напевность, звонкость. Песни, пляски, игры
исполняются самостоятельно, выразительно и творчески. Индивидуальные музыкальные интересы
и способности проявляются ярче.
Исходя из особенностей данного возраста программа «Музыкальная азбука» третьего года обучения
опирается на такие разделы, как слушание и анализ музыкальных произведений, импровизацию,
дети получают знания о нотной грамоте и обучаются игре не только на бубнах, ложках,
металлофоне, но и на фортепиано, ориентируясь на знание нот.
II Содержательный раздел
2.1. Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения:
1 год обучения – 36 часов в год, 1 час в неделю по 25 минут.
2 год обучения – 36 часов в год, 1 час в неделю по 30 минут.
8
3 год обучения – 36 часов в год, 1 час в неделю по 30 минут.
Всего за 3 года обучения – 108 часов.
2.2.Форма обучения.
Форма обучения – очная.
Форма занятий групповая. Занятия проводятся по группам, составленным с учетом возраста:
1-й год обучения - дети 4-х лет.
2-й год обучения – дети 5-ти лет.
3-й год обучения – дети 6-ти лет.
2.3.Особенности организации образовательного процесса.
Программа построена по принципу «Спирали» - от простого к сложному, путём
усложнения изучаемого материала, который, как бы накручивается на простой материал. Таким
образом, все знания, умения и навыки остаются не просто пройденными, а являются ядром новых
знаний, которые постепенно усложняются, поднимая ребёнка на новый уровень развития.
1 уровень. – 1 год обучения – дети 4-х лет. – «Ядро знаний». Объяснение нового материала,
даётся цельная картина изучаемого.
2 уровень. – 2 год обучения – дети 5 лет. – «Накопительный». Даются дополнительные
сведения, знания углубляются.
3 уровень. – 3 год обучения – дети 6 лет. – «Творчество». Закрепление полученных знаний,
умений и навыков, их расширение и применение в творческой деятельности.
Режим занятий.
Периодичность
и 1
год 2
год 3
год Всего за время
продолжительность обучения
обучения
обучения
обучения
занятий
Количество часов в 1
неделю
1
1
Продолжительность
занятий
30 минут
30 минут
36
36
25 минут
Количество часов за 36
год
108 часов
Первый год обучения.
Цель программы – познакомить детей с миром музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие:
-Обогащать музыкальные впечатления,
- Способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к
музыке.
- Формировать навыки культуры слушания музыки.
- Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения.
- Познакомить с понятиями – композитор и музыкант; музыкальные и шумовые звуки; высота
звука; жанры музыки; характер и настроение музыки; хор; ансамбль; певческая установка;
дыхание.
9
- Формировать навыки выразительного пения,
- Научить простейшим приёмам игры на детских музыкальных инструментах.
Развивающие:
- Развить интерес к музыке, желание её слушать,
- Развить умение чувствовать характер музыки и узнавать знакомые произведения,
- Развить способность различать звуки по высоте,
- Развить умение петь протяжно, подвижно и согласовано,
- Способствовать формированию умения уверенно держаться на сцене.
Воспитательные:
- Воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом,
- Воспитывать волю, дисциплинированность, умение взаимодействовать с партнёрами,
- Воспитывать нравственные качества ребёнка.
Учебный план
(1-й год обучения)
№ Название раздела, темы
Количество часов
П/
Всег ТеоПракП
о
рия
тика
1 Блок. Знакомство с миром музыки
1.1 Вводное занятие.
«Чудесный мир музыки»
1
0,5
0,5
1.2 Такие разные звуки
4
0,5
3,5
1.3 « О чём рассказывает 2
0,5
1,5
музыка?»
1.4 Жанры в музыке
1
0,5
0,5
1.5 Праздник
осени 1
1
«Осенины»
1.6 Музыкальные игры на 5
0,5
4,5
восприятие музыки
1.7 Музыкальная палитра
2
2
2 Блок Творческая деятельность
2.1 Знакомство
с 8
музыкальными
инструментами
2.2 Песенное творчество.
10
2.3 Наши достижения
2
Всего:
36
Формы аттестации/ контроля
Входящая диагностика Прослушивание голосов
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Педагогическое наблюдение
Выступление
Педагогическое наблюдение
Промежуточная
диагностикаМузыкальная викторина,
выступление
2
6
Выступление
2
-
8
2
Прослушивание
Итоговая диагностика -Фронтальный
опрос, выступление.
8
28
Содержание программы
(1-й год обучения)
1 Блок
Знакомство с миром музыки
Теория:
- Рассказ о музыке «Чудесный мир музыки» (Приложение 1 стр. 54)
Понятия:
- «Музыка»,
- «Композитор», «Музыкант»
10
- «Звук» (музыкальные и шумовые звуки, высокие и низкие, короткие и длинные,
плавные и резкие)
- «Характер музыки»,
- «Настроение музыки»,
- «Жанры музыки» (песня, танец, марш), (Приложение 1 стр.63).
Практика:
1.1 Входящая диагностика:
– прослушивание голосов (пение попевок);
- слушание музыки, беседа о музыке.
1.2 Такие разные звуки:
- Игры на определение высоты звука («Какая птичка поёт?», «Мама и детки» - Приложение 1
стр56)
- Игры на различие музыкальных и шумовых звуков («Шумовые Миньоны» - Приложение 1
стр56),
- Лаборатория «Музыкальные и шумовые звуки» (см. Приложение1 стр57).
- Игры на чувство ритма («Музыкальные узоры» см. Приложение1 стр.59).
- Слушание песни на тему осени (по выбору педагога).
1.3.« О чём рассказывает музыка?»
- Игры на определение характера музыки («Определи характер музыки» Приложение 1 стр.59),
«Разноцветная гусеница» (Приложение 1 стр.62);
- Разучивание песни на тему осени. (по выбору педагога)
- Игры на определение настроения музыкальных произведений («Ромашки-настроения»,
«Цветная музыка», см. Приложение 1 стр. 63)
- Музыкальная викторина на определение характера и настроения музыкальных произведений.
- Работа над образом осенней песни.
1.4. Жанры в музыке.
Слуховой анализ музыкальных произведений, определение их жанров (марш, танец, песня).
Музыкальная игра на знание жанров музыки « Угадай жанр ».
Закрепление песни на осеннюю тему.
1.5. Праздник осени - «Осенины»
Участие в праздничном концерте – исполнение песни на тему осени.
1.6. Музыкальные игры на восприятие музыки.
Игры на закрепление пройденного материала (Приложение1 стр.57-68):
«Что кукла делает», (характер, жанр, настроение)
«Чудесный мешочек», (характер, настроение)
«Медвежата», (характер)
«Услышь сигнал» (внимание),
«День рождения» (характер),
«Погремушка и бубен» (внимание)
- Разучивание песен к новому году.
1.7. Музыкальная палитра.
- Промежуточная диагностика – игра на знание высоты звука, характера и настроения музыки,
жанры музыки «Подбери картинку». Музыкальная викторина (стр. 45).
- Встреча «Нового года» - участие в концерте – исполнение новогодних песен.
2 Блок.
Творческая деятельность.
Теория:
11
2.1. Знакомство с музыкальными инструментами
Понятия: Шумовые инструменты (бубен, ложки, барабан, треугольник, колокольчики,
маракасы, погремушки).
Музыкальные инструменты (Фортепиано, скрипка, гитара, гармонь, аккордеон, труба, флейта,
балалайка).
2.2 Песенное творчество
Понятия: Хор, ансамбль, певческая установка, дыхание.
Практика:
2.1. Знакомство с музыкальными инструментами
- Игра на детских музыкальных инструментах (на барабане, деревянных ложках, бубне,
колокольчиках, металлофоне, маракасах.)
- Игры на знание тембра музыкальных инструментов:
«Нам игрушки принесли», «Колпачки», «На чём играют звери?», «К нам гости пришли»,
«Угадай на чём играю».(Приложение 1 стр.68-69)
2.2. Песенное творчество
- Вокальные упражнения;
- Упражнения на дыхание;
- Пение разнохарактерных песен;
- Разучивание движений под исполняемую песню.
- Выступление на праздничном мероприятие «Праздник мам, пап и бабушек» (исполнение
двух песен).
2.3. Наши достижения.
Итоговая диагностика – фронтальный опрос на знание характеристики звука (высокий, низкий,
шумовой, музыкальный); характера и настроения музыки; жанров музыки(песня, танец, марш);
музыкальных инструментов (стр.45).
Выступление на мероприятие - «Здравствуй лето!» (исполнение двух песен) стр.47.
1.3.2. Второй год обучения.
Цель программы: закрепить и расширить знания в сфере музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие:
-Продолжать обогащать музыкальные впечатления и обучать основам музыкальной культуры,
- Закреплять навыки культуры слушания музыки.
- Закрепить понятия – композитор и музыкант, музыкальные и шумовые звуки, высота звука,
жанры музыки, характер и настроение музыки.
- Познакомить с понятиями – вступление, куплет, припев, проигрыш, заключение,
- Познакомить с народной, современной и классической музыкой,
- Познакомить с двухчастной и трёхчастной формой музыкальных произведений.
- Расширить понятие о жанрах музыки,
- Познакомить с музыкальными инструментами и научить различать их по их классификации
(клавишные, ударные, струнные, духовые.)
- Научить играть простейшие мелодии и ритмические рисунки на детских музыкальных
инструментах.
Развивающие:
- Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё
- Развивать музыкальную память
- Развить умение чувствовать характер музыки и узнавать знакомые произведения
12
- Развивать навык выразительного пения - уметь петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой
октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами,
произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально
передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо
- Совершенствовать навык различия звуков по высоте
- Развивать умение петь в группе и сольно, с сопровождением и без
- Содействовать развитию самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера
- Развивать песенный музыкальный вкус
- Закреплять умение уверенно держаться на сцене
Воспитательные:
- Воспитать эстетический вкус обучающихся
- Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не
мешать, зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли)
- Продолжать прививать любовь к музыкальному искусству
- Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера
- Продолжать воспитывать волю, дисциплинированность, умение взаимодействовать с другими
детьми
- Продолжать воспитывать нравственные качества ребёнка
Учебный план
(2-й год обучения)
№ Название раздела, темы
П/
П
1 Блок.
Волшебный мир музыки
1.1 Певческая установка
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
Выразительные средства
музыки
Форма
музыкальных
произведений
Жанры в музыке
Праздник
осени
«Осенины»
Музыкально
–
дидактические игры
Форма и жанр
Количество часов
Всег ТеоПрако
рия
тика
Входящая диагностика Прослушивание голосов
1
2
0,5
1
0,5
1
Педагогическое наблюдение
2
0.5
1.5
Педагогическое наблюдение
3
1
0,5
-
2,5
1
Педагогическое наблюдение
Выступление
5
0,5
4,5
Педагогическое наблюдение
2
-
2
Промежуточная
диагностика
Музыкальная викторина,
выступление
2
6
Выступление
2
-
8
2
Прослушивание
Итоговая диагностика -Музыкальная
викторина, выступление.
7
29
2 Блок
Творческая деятельность
2.1 Игра
на
детских 8
музыкальных
инструментах
2.2 Песенное творчество.
10
2.3 Наши достижения
2
Всего:
Формы аттестации/ контроля
36
-
Содержание программы
13
(2-й год обучения)
1 Блок
Волшебный мир музыки
Теория:
Новые понятия:
- «Певческая установка»,
- «Дыхание»
- «Выразительные средства музыки» (лад, темп, ритм)
- «Форма музыкальных произведений» (Одночастная, двухчастная, трёхчастная)
Закрепить и расширить понятия:
- «Звук» (музыкальные и шумовые звуки, высокие и низкие, короткие и длинные,
плавные и резкие)
- «Характер музыки» и «Настроение музыки»,
- «Жанры музыки» (песня, танец, марш), (Приложение 2 стр.69)
Практика:
1.1 Входящая диагностика:
- прослушивание голосов (пение попевок);
- слушание музыки, беседа о музыке.
1.2 Выразительные средства музыки
- Определение лада музыки (мажор, минор);
- Определение характера и настроения музыки;
- Определение темпа (тихо, умеренно, быстро) и ритма;
- Определение формы произведений на слух;
- Определение жанра музыки на слух (песня, танец, марш);
- Слушание и разучивание песни на тему осени (по выбору педагога)
1.3 Форма музыкальных произведений
-Определение формы произведения на слух;
-Работа над образом осенней песни.
1.4. Жанры в музыке.
- Слуховой анализ музыкальных произведений, определение их жанров (марш, танец, песня);
- Исполнение маршевых песен;
- Сочинение музыкальной сказки «Волшебная фея»
- Исполнение двух песен на осеннюю тему (по выбору педагога).
1.5. Праздник осени - «Осенины»
Участие в праздничном концерте – исполнение двух песен на тему осени.
1.6. Музыкальные игры на восприятие музыки.
Игры на закрепление пройденного материала: (Приложение 2 стр.71-79)
- «Угадай характер» (определение характера музыки);
- «НУ-КА, угадай ка!» ( на звуковысотность);
- «Шагаем –хлопаем» (на ритм);
- «Кого, зовёт музыка?» (на форму произведений);
- Разучивание песен к новому году.
1.7. Форма и жанр.
- Промежуточная диагностика – Музыкальная викторина на знание жанра и формы
музыкальных произведений (стр. 46).
- Встреча «Нового года» - участие в концерте – исполнение новогодних песен.
2 Блок.
14
Творческая деятельность.
2.1. Игра на музыкальных инструментах
Теория:
Понятия:
- Группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые, клавишные)
Практика:
- Игра на детских музыкальных инструментах.
2.2 Песенное творчество
Теория:
Закрепить понятия: Ансамбль, певческая установка, дыхание.
Новые понятия: a capella, фонограмма (-).
Практика:
- Пение разнохарактерных песен сольно и в группе, с сопровождением и без сопровождения (a
capella).
- Вокальные упражнения;
- Упражнения на дыхание;
- Разучивание движений под исполняемую песню.
- Выступление на мероприятии «Праздник мам, пап и бабушек» (исполнение двух песен).
2.3. Наши достижения.
Итоговая диагностика – Музыкальная викторина на знание формы и жанра музыки (песня,
танец, марш); музыкальных инструментов (стр46)
Выступление на мероприятии - «Здравствуй лето!» (исполнение двух песен) стр. 47.
1.3.3. Третий год обучения.
Цель программы: углубление музыкальных знаний и навыков и нацеливание на дальнейшее
обучение в сфере музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие:
Сформировать
навыки
певческой
установки
обучающихся;
Научить
использовать
при
пении
мягкую
атаку;
Сформировать
вокальную
артикуляцию,
музыкальную
память;
- Обучить приёмам самостоятельной (солисты) и коллективной работы , самоконтроля;
- Познакомить с нотной грамотой.
- Научить играть простейшие попевки по нотам
- Усовершенствовать навыки культуры слушания музыки
- Закрепить понятия – композитор и музыкант; музыкальные и шумовые звуки; высота звука;
жанры музыки; характер и настроение музыки; вступление, куплет, припев,
проигрыш,
заключение; форма музыкальных произведений
- Познакомить с музыкальными понятиями: музыкальный образ, выразительные средства музыки
- Расширить знания о народной, современной и классической музыке
- Познакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в
оркестровой обработке
Развивающие:
- Продолжать развивать интерес и любовь к музыке
- Развить навык различия музыкальных инструментов по их звучанию
- Развивать навык выразительного пения - уметь петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой
октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами,
произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально
передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо
- Закрепить навык различия звуков по высоте
15
- Развить гармонический и мелодический слух
- Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию
- Закреплять практические навыки выразительного и чистого исполнения песен
- Закрепить навык певческого дыхания, удерживать его до конца фразы; обращать внимание на
артикуляцию (дикцию)
- Расширить диапазон голоса
- Закрепить умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным
сопровождением и без него
- Развивать умение самостоятельно придумывать мелодии, импровизировать,
- Развить мышление, фантазию, память, слух
- Совершенствовать навыки игры на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных
инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках,
треугольниках; умение исполнять музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле
- Закрепить умение уверенно держаться на сцене. Артистизм
Воспитательные:
- Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический
вкус. Обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при
восприятии музыки разного характера.
- Воспитывать эстетический вкус и нравственные качества обучающихся
- Продолжать прививать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь,
не мешать, зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли)
- Продолжать прививать любовь к музыкальному искусству
- Поддерживать и поощрять проявление самостоятельности, творческого отношения к исполнению
песен разного характера
- Воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные
качества
- Нацелить на готовность и потребность к музыкальной деятельности
Учебный план
(3-й год обучения)
№ Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
П/
Всег ТеоПракП
о
рия
тика
1 Блок.
Музыкальный мир
1.1 «Мои любимые песни»
Входящая диагностика 1
0,5
0,5
Прослушивание голосов
1.2 Виды
музыкальных 3
1
2,5
Опрос
произведений
1.3 Музыкальные жанры
4
1
3
Опрос
1.4 Праздник
осени 1
1
Выступление
«Осенины»
1.5 Музыкально
– 5
0,5
4,5
Педагогическое наблюдение
дидактические игры
1.6 Любимые песни и жанры 2
2
Промежуточная диагностика - Опрос,
музыки
участие в концерте
2 Блок
Творческая деятельность
2.1 Игра на
музыкальных 8
2
6
Выступление
инструментах
2.2 Песенное творчество.
10
2
8
Прослушивание
2.3 Наши достижения
2
2
Итоговая диагностика - Музыкальная
викторина, участие в концерте
Всего:
36
7
29
16
Содержание программы
(3-й год обучения)
1 Блок
Музыкальный мир
Теория:
Закрепить понятия:
- «Певческая установка»
- «Дыхание»
- «Выразительные средства музыки» (лад, темп, ритм)
- «Форма музыкальных произведений» (Одночастная, двухчастная, трёхчастная)
- «Звук» (музыкальные и шумовые звуки, высокие и низкие, короткие и
длинные, плавные и резкие)
- «Характер музыки» и «Настроение музыки»,
Расширить понятие «Жанры музыки» (вокальные, инструментальные, вокальноинструментальные жанры):
-песня, романс, серенада, опера, гимн
- пьеса, вариации;
Новые понятия: виды музыкальных произведений (народная, классическая и
современная музыка);
Практика:
1.1 Мои любимые песни
Входящая диагностика – Прослушивание голосов (пение любимых песен);
1.2 Виды музыкальных произведений
-Слуховой анализ народной, классической и современной музыки.
- Разучивание двух песен на осеннюю тему (по выбору педагога).
1.3 Музыкальные жанры
- Слушание вокальных жанров музыки (песня, романс, серенада, опера, гимн);
- Слуховой анализ инструментального жанра музыки (пьеса, вариации);
- Музыкальная викторина «Угадай жанр»
- Вокальная работа над песнями на осеннюю тематику.
1.4 Праздник осени - «Осенины»
Участие в праздничном концерте – исполнение двух песен на тему осени.
1.5 Музыкально – дидактические игры
Игры на закрепление пройденного материала :
- «Домик – крошечка», «Слушай звуки» (на определение высоты звука), (Приложение 3
стр.80);
- «Прогулка в парке», «Воздушные шары» (на развитие чувства ритма). (Приложение 3
стр.81-82);
- «Ритмический заборчик» (на закрепление жанра – танец), (Приложение 3 стр.82).
- «Поможем Дюймовочке» (на определение характера и настроения музыкального
произведения), (Приложение 3 стр. 83).
- Разучивание песен к новому году.
1.6. Любимые песни и жанры музыки.
- Промежуточная диагностика– Опрос по темам 1 Блока
- Встреча «Нового года» - участие в концерте – исполнение новогодних песен.
2 Блок.
Творческая деятельность.
2.1. Игра на музыкальных инструментах
Теория:
Закрепление понятия:
- Группы музыкальных инструментов (ударные, струнные, духовые, клавишные)
Новые понятия:
17
- Нота (название нот);
- Скрипичный ключ;
Практика:
- Игра на детских музыкальных инструментах;
- Игра на фортепиано(синтезаторе) повторяя за педагогом;
- Игра на фортепиано(синтезаторе) по нотам.
-Выступление на мероприятии «Праздник мам, пап и бабушек» (исполнение двух песен,
подыгрывая на музыкальных инструментах).
2.2 Песенное творчество
Теория:
Закрепить понятия: Ансамбль, певческая установка, дыхание, a capella, фонограмма (-).
Новые понятия: Музыкальный образ, сценодвижение, микрофон.
Практика:
- Пение разнохарактерных песен сольно и в группе, с сопровождением и без
сопровождения (a capella).
- Вокальные упражнения;
- Упражнения на дыхание;
- Знакомство с работой на сцене.
- Работа с микрофоном.
- Разучивание движений под исполняемую песню;
- Выступление на мероприятии «Здравствуй лето!» (исполнение двух песен).
2.3. Наши достижения.
Итоговая диагностика – Музыкальная викторина на знание формы и жанра музыки, её
виды (народная, классическая, современная); музыкальных инструментов (стр46-47).
Выступление на мероприятии - «Здравствуй лето!» (исполнение двух песен).
2.4. Планируемые результаты
Первый год обучения
Личностные результаты:
- Сформированность
внутренней позиции занимающихся, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через
интерес к музыкальным занятиям .
- Наличие эмоционально - ценностного отношения к музыкальному искусству.
- Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественно-творческих и
вокальных способностей.
Метапредметные результаты.
- Способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
- Накопление представлений о музыке;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства.
- Готовиться к занятиям, внимательно слушать музыкальные произведения и анализировать их.
- Умение координировать свои усилия с усилиями других;
задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций.
Предметные результаты.
- Различать жанры музыки (песня, танец, марш).
- Определять характер и настроение музыки.
- Определять выразительные средства музыки (тихо, громко, быстро, медленно).
- Различать звуки по высоте (высокие, низкие).
- Петь, с помощью педагога, выразительно с сопровождением и без.
18
- Уметь импровизировать под музыку на детских музыкальных инструментах (деревянных ложках,
погремушках, барабане, металлофоне).
Второй год обучения
Личностные результаты:
- Сформированность
мотивации творческой деятельности, включая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
- Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению
новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию
своих музыкальных способностей; навыков певческой установки;
- Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно
выполнять все игровые и плясовые движения под музыку и исполняемую песню.
- Формирование навыка культуры слушания музыки и музыкального вкуса.
Метапредметные результаты :
-Умение детей петь в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно
передавать пением начало и окончание музыкальных фраз, прохлопывать простейший ритмический
рисунок;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Самовыражение ребенка в пении, музыкальных играх и викторинах.
соблюдать характер и настроение музыкального произведения при пении, выполнять вокальные
упражнения и упражнения на дыхание.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- Формулировать собственное мнение при слушании музыки;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- Умение координировать свои усилия с усилиями других.
- Петь в группе и сольно.
- Уверенно держаться на сцене.
Предметные результаты:
- Различать классическую, народную и современную музыку.
- Определять жанр музыки ( песня, танец, марш).
- Знать понятия : певческая установка, дыхание, «а капелла», фонограмма, композитор, музыкант,
музыкальные и шумовые звуки, высота звука, характер и настроение музыки, форма музыкальных
произведений.
- Различать музыкальные инструменты по группам (клавишные, ударные, струнные, духовые)
- Определять характер и настроение музыкальных произведений.
- Импровизировать на детских музыкальных инструментах.
- Петь разнохарактерные песни с помощью педагога, с сопровождением и без.
- Петь лёгким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы.
- Брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами;
- Различать звуки по высоте
- Импровизировать движения под исполняемую песню.
Третий год обучения
Личностные результаты:
- Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно
судить о причинах своего успеха/неуспеха;
- Умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в
период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ;
- Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять
своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека.
19
Метапредметные результаты:
- Умение детей петь и двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и
точно передавать в пении начало и окончание музыкальных фраз, передавать в игре на
музыкальных инструментах простейший ритмический рисунок;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Самовыражение ребенка в пении и игре на музыкальных инструментах.
правильно выполнять вокальные упражнения;
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- Формулировать собственное мнение ;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- Умение координировать свои усилия с усилиями других.
Предметные результаты:
- Знать понятия: музыкальный образ, выразительные средства, музыкальные жанры, артикуляция,
дикция,
- Слушать музыкальные произведения не отвлекаясь и анализировать их.
- Определять высоту звука.
- Петь разнохарактерные песни на дыхании, выразительно , самостоятельно, в коллективе, с
сопровождением и без.
-Знать нотную грамоту (название нот, их написание на нотном стане, скрипичный ключ)
- Играть не сложные попевки по нотам на фортепиано (синтезаторе);
- Играть на детских музыкальных инструментах.
III. Организационный раздел
3.1. Формы организации образовательного процесса
Для достижения цели и задач дополнительной общеобразовательной программы
предусматривается в рамках учебно-воспитательного процесса проведение следующих видов
занятий: теоретические и практические занятия, индивидуально-групповая работа, творческие
занятия импровизации, открытые занятия, зачеты, отчетные концерт.
В плане работы предусмотрены индивидуальные беседы с обучающимися по результатам,
как творческой деятельности, так и воспитательной работы. Во время бесед уделяется большое
внимание формированию у подрастающего поколения моральных принципов, общечеловеческих
ценностей,
правил
поведения
в
обществе.
В дополнительную общеобразовательную программу включены регулярные беседы с родителями
для своевременного выявления проблем ребенка. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный
процесс способствует увеличению его эффективности.
Педагогические технологии:
- технология игровой деятельности,
- технология группового обучения,
- технология дифференцированного обучения,
- технология разноуровнего обучения.
Алгоритм учебного занятия
Структура занятия
1. Музыкальное приветствие.
2. Упражнения на дыхание.
20
3. Вокальные упражнения.
4. Слушание музыки.
5. Музыкально – дидактические игры (игра на музыкальных инструментах)
6. Пение.
7. Музыкальное прощание.
Виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятий и настроя детей.
3.1. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- Музыкальный зал;
- Фортепиано или синтезатор;
- Детские музыкальные инструменты – бубен, барабан, маракасы, погремушки, деревянные ложки,
металлофон, треугольник, колокольчики.
- Музыкальный центр - мультимедийная установка, - экран, - ноутбук,
Информационное обеспечение:
- Методическое пособие (методические разработки занятий и дидактических игр)
- Плакаты
- Схемы
- Иллюстрации
- Игрушки
- СД и ДВД диски
- Аудиокассеты
- Презентации
- интернет
21
Список учебной и методической литературы.
Список рекомендуемой учебной литературы.
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А.. От рождения до школы. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2020г.
2. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М.: ВЛАДОС, 2000.
3. Шейн В.А. Гамма. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
4. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Гном
- Пресс, 2000.
5. Петров В.М. Весенние игры и забавы. – М.: Сфера, 2010.
6. Петров В.М. Летние игры и забавы. – М.: Сфера, 2009.
7. Доломанова Н. Н. Подвижные игры с песнями. – М.: Сфера, 2010.
8. Роот З.Я. Музыкально – дидактические игры. – М.: Айрис Пресс, 2004.
9. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. М.: Школьная
Пресса, 2009.
10. Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
11. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Мозаика-Синтез, 2004.
12. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
13. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2010.
14. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез,
2010.
15. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – В.: Учитель,
2011.
Список рекомендуемой методической литературы
1. Г. Ф. Вихарева "Споем, попляшем, поиграем".
2. Е. А. Никитина «Выпускные праздники в детском саду».
3. Э.В.Бутенко, Н.А.Якименко «Музыкальные игры и развлечения».
4. З. Я. Роот «Весенние праздники в детском саду».
5. Кузнецова О.С. «Домашний оркестр».
6.С.Хворостухина «Праздники в детском саду.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
8. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989
9. Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. – СПб, 2006.
10. Гилярова Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству. 1 – 2 годы обучения. – М., 1996
11. Григорьева Н. Народные песни, игры, загадки. Для детских фольклорных ансамблей. – СПб,
1996.
12. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост.
Г. Науменко. – М.,1986.
22