программа лаборатория рабочих профессий (1)

0

Содержание
1.

Паспорт программы «Лаборатория рабочих профессий»

2.

Целевой раздел

2

Пояснительная записка

5

2.1

Актуальность программы

5

2.2

Цель, задачи и принципы программы

6

2.3

Возрастные особенности детей

8

3.

Содержательный раздел

3.1

Объём занятий в неделю

3.2. Формы организации
дошкольников

9

деятельности

по

ранней

профориентации

3.3. Планируемые результаты освоения программы

9

10

4.

Организационный раздел

4.1

Педагогические условия

12

4.2

Учебный план

12

4.3. Показатели познавательного развития детей дошкольного возраста
5.

Литература

Приложение.

16
18

19

Профориентационные опросники.

1

1.Паспорт программы «Лаборатория рабочих профессий»
Год разработки
Авторы
Цель

Задачи

2017 г.
Некрасова С.С.
Развитие ключевых компетенций у детей дошкольного
возраста, направленных на формирование первичных
представлений о мире
профессий и интереса к
профессионально-трудовой деятельности.
Задачи обучения (4-5 лет)
Обучающие:
 формировать представления воспитанников о труде
взрослых;
 развивать познавательную активность в процессе
ознакомления с различными профессиями.
 формировать у детей дошкольного возраста
обобщенные представления о профессиях;
 стимулировать
развитие
познавательных,
коммуникативных, творческих способностей детей.
Развивающие:
 развивать
у
детей
дошкольного
возраста
эмоционально-ценностное отношение к миру профессий.
 развивать речь детей, обогащать словарный запас;
Воспитательные:
 воспитывать у детей положительное отношение к
труду, уважительное отношение к людям труда.
Задачи обучения (5-6 лет)
Обучающие:
 формировать представления воспитанников о труде
взрослых, материальных и нематериальных результатах
труда, его личностной и общественной значимости;
 развивать познавательную активность в процессе
ознакомления с различными профессиями.
 формировать первоначальные представления о
труде как экономической категории.
 формировать у детей дошкольного возраста
обобщенные представления о структуре трудового
процесса.
 стимулировать
развитие
познавательных,
коммуникативных, творческих способностей детей.
Развивающие:
 развивать
у
детей
дошкольного
возраста
эмоционально-ценностное отношение к миру профессий.
 развивать общение ребенка со взрослыми и
сверстниками в ходе совместной деятельности.
Воспитательные:
 воспитывать у детей положительное отношение к
труду, его общественной значимости и уважительное
отношение к людям труда.
Задачи обучения (6-7 лет)
Обучающие:
 мотивировать детей на выполнение универсальных
трудовых умений и навыков, связанных с определенной
профессией.
2

Образовательные
области
Срок реализации
Возраст
Количество
обучающихся
Форма организации
и продолжительность
итоговых мероприятий
Особенности
организации
образовательного
процесса
Форма организации
итоговых мероприятий

Методическое
обеспечение

 обогащать и конкретизировать представления детей
дошкольного возраста о профессиональной деятельности
взрослых.
 систематизировать представления о взаимосвязи
между компонентами трудовой деятельности.
Развивающие:
 развивать
интерес
к
самостоятельной
познавательно-исследовательской деятельности детей
дошкольного возраста.
Воспитательные:
 воспитывать у детей интерес к людям разных
профессий.
Познавательное развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое
развитие, физическое развитие.
1 год
4-7 лет
Группа детей
Групповая, продолжительность совместной деятельности
зависит от возрастных особенностей детей дошкольного
возраста
Знакомство
с
профессиональными
областями
и
профессиями
проходит
через
совместную
и
самостоятельную
познавательно-исследовательскую
деятельность детей 1 раз в неделю по 20 минут.
 открытие мастерских, лабораторий, выставок и
экспозиций;
 презентация совместных коллективных работ,
проектов, экспозиций;
 участие в районных, городских, окружных,
всероссийских
и
международных
конкурсах
художественной и интеллектуальной направленности
1. А.Г. Асмолов, Г.А. Ягудин «Образование как
расширение возможностей развития личности» (От
диагностики отбора к диагностике развития).
2. Зеер
Э.Ф.
«Психология
профессий»
М.:
Академический проспект, 2008 г.
3. Климов Е.А. Психология профессионального
самоопределения», М., Издательский центр «Академия»,
2010 г.
4. Кондрашов В.П. Формирование представлений о
мире профессий в условиях игровой деятельности
дошкольников г. Саратов, 2001 г.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология
труда и человеческого достоинства – М.: Издательский
центр «Академия», 2007 г.
6. Пряжников
Н.С.
Методы
активизации
профессионального и личностного самоопределения. – М.,
2002 г.
1.
Конвенция
о
правах
ребёнка
(одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
2.
Закон
Российской Федерации «Об основных
гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ.
3

3.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
4.
Указ Президента РФ от 7.05.2012 № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной политики»
(поручение
Председателя
Правительства
РФ
Д.А.Медведева от 18.05.2012 № ДМ – П12-2838).
5.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599
«О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки».
6.
Распоряжение Правительства РФ от 25.05.2015 №
996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в РФ на
период до 2015 года».
7.
Распоряжение Правительства РФ от 5.03.2015 №
366-р
«План
мероприятий,
направленных
на
популяризацию рабочих и инженерных профессий».
8.
Постановление Минтруда РФ «Об утверждении
Положения
о
профессиональной
ориентации
и
психологической поддержке населения в Российской
Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1
9.
Федеральный законом от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ
«Об образовании в РФ».
10. Концепция сопровождения профессионального
самоопределения обучающихся в условиях непрерывности
образования.
(Концепция
разработана
в
Центре
профессионального образования ФГАУ «Федеральный
институт образования». Авторы: В.И. Блинов, И.С.
Сергеев, при участии Е.В. Зачесовой, Е.Ю. Есениной, И.В.
Кузнецовой, П.Н. Новикова, Н.С. Пряжникова, Г.В.
Резапкиной, Н.Ф. Родичева, А.Г. Серебрякова,
О.В.
Яценко).
11. Приказ
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
12. Санитарно-эпидемиологические
требования
СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных
организаций».

4

2. Целевой раздел.
Пояснительная записка
На сегодня в России сложилась система дошкольного образования, которая
претерпевает кардинальные изменения. С января 2014г. в силу вступил Федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Одним из основных
отличий ФГОС ДО от ФГТ является непосредственная его ориентировка не на получение
знаний, а на развитие ключевых качеств личности и базовых компетентностей.
Развить такие качества можно в рамках реализации проекта МАДОУ детского сада №
26 «Радуга» «Инженерная школа». При этом детский сад может быть первой ступенью в
вопросах формирования в общественном сознании уважительного отношения к человеку
труда, популяризации рабочих специальностей. Испытывая влияние результатов труда
взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Для того чтобы ребенок
осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным
количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей, чей
труд дети наблюдают изо дня в день.
Дошкольный возраст -наиболее благоприятный период для формирования любознательности.
Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.
Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. Для
детей дошкольного возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими,
как папы и мамы.
Ознакомление с трудом взрослых считается традиционной составляющей
дошкольного воспитания, предполагая в основном информирование и организацию сюжетноролевых игр. Однако современные образовательные технологии позволяют решать
разнообразные задачи в этой области. Рассматривая дошкольный возраст как возраст
первичной профессионализации (Е.А.Климов, Э.Ф. Зеер, В.А. Цвык) можно однозначно
сказать, что именно в этот период начинают складываться важнейшие факторы будущего
профессионального выбора:
-способности и склонности самого ребенка;
-привычка к разным видам труда;
-позиция родителей, их взгляд на профессиональное будущее своего ребенка;
-интерес и позитивное эмоциональное отношение к различным группам профессий.
Программа «Лаборатория рабочих профессий» рассчитана на детей дошкольного
возраста и реализуется в МАДОУ детский сад №26 «Радуга».

2.1. Актуальность программы.
Вхождение в процесс профориентации, согласно современной дидактике, проходит у
обучающихся, начиная с первого уровня образования в несколько взаимосвязанных этапов:
-дошкольный этап включает формирование первичных трудовых умений и навыков,
воспитание положительного отношения к профессиональному миру. Понимание роли труда
в жизни человека и общества, формирование добросовестного отношения к труду;
-начальная школа – осознание роли труда в жизни индивида через участие в различных видах
деятельности;
-5-7 класс – осознание способности и интересов, связанных с профессиональным выбором;
-8-9 класс – формирование профессионального самосознания.
Дошкольное детство и младший школьный возраст являются в стадии
профессионального становления – первичной (аморфной) оптацией, т.е. начальным
возрастным этапом профессиональной ориентации и различаются содержанием
профессионального самоопределения. В дошкольном детстве – это профессионально-ролевые
игры, а в дальнейшем в младшем школьном возрасте-это ориентация на профессии значимых
взрослых (профессиональная индукция).
Дошкольный возраст можно рассматривать, как начальный этап первичной
профессионализации, профессионального становления человека, в этом возрасте обращение к
5

миру профессий требует особых технологий и может рассматриваться как этап ранней
профориентации.
В проекте Российской Федерации «Стратегия развития системы сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020» основным средством для
формирования первичного представления о мире профессий на ступени дошкольного
образования является обеспечение развивающей предметно-пространственной среды,
направленной на формирование первичного представления о мире профессий. Такой средой
будет являться «Лаборатория рабочих профессий», которая включает модули «Металлург»,
«Инженер», «Конструктор» и др.,
направленные на ознакомление с различными
профессиями, а также наборы инструментов, спецодежда, станки, конструкторы ЛЕГО,
имитирующие рабочий процесс профессии. «Лаборатория рабочих профессий» может быть
организована как в каждой возрастной группе, так и в отдельно выделенном кабинете.
Именно в таких игровых комплексах организуются игры-занятия, сюжетно-ролевые игры,
способствующие развитию интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Организация первичной профессионализации целесообразна методом погружения
ребенка в знакомство с различными группами профессий, выстраивая таким образом модель
ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать
социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в
навязывании ребенку того, кем, по мнению взрослых, он должен стать, а в том, чтобы
познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с
конкретной группой профессий должно предполагать расширение кругозора детей,
удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного
образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и
науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155, Программа направлена: в области «Социальнокоммуникативное развитие» – «на формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества»; в области «Познавательное развитие» – «на развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; формирование первичных представлений о других людях, объектах
окружающего мира»; в области «Речевое развитие» – на «овладение речью как средством
общения и культуры»; в области «Художественно-эстетическое развитие» – на «реализацию
самостоятельной творческой деятельности»; в области «Физическое развитие»
– на
«становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами».
Программа дает возможность, используя интеграцию образовательных областей,
стимулировать интересы и способности ребенка в конструировании, сфере работы с
инструментами, различными материалами, механизмами.
Согласно проекту Российской Федерации «Стратегии развития системы сопровождения
профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг.», целью сопровождения
профессионального самоопределения на этапе дошкольного образования (в рамках
дошкольных образовательных программ) является формирование первичного представления
о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности.
Целевыми ориентирами ранней профориентации являются:
-положительное отношение к различным видам труда;
-начальные знания о себе, социальном мире;
-способность к принятию собственных решений.

2.2 Цель, задачи и принципы реализации программы.
Цель: Развитие ключевых компетенций у детей дошкольного возраста, направленных
на формирование первичных представлений о мире
профессий и интереса к
профессионально-трудовой деятельности.
Задачи по профориентации дошкольников
4-5 лет
6

Обеспечение развития первичных представлений детей:
-о профессиях, различных их видах, о металлургических профессиях, трудовых операциях и
механизмах, результатах труда об оборудовании, инструментах, необходимых для работы
людям разных профессий, о мотивах труда людей;
- о соблюдении безопасности, элементарных правилах поведения на предприятии.
Создание условий для приобретения опыта:
-перенесения знаний на игровую, продуктивную деятельность
-проявления эмоционально-положительного отношения к труду взрослых, -проявлений
желания принять участие в труде.
5-6 лет
Обеспечение развития первичных представлений:
-о металлургическом предприятии , истории его возникновения и развития,истории и
современности,о труде металлургов, материальных и нематериальных результатах их труда,
личностной и общественной значимости, -о разнообразных видах техники, облегчающей
выполнение трудовых функций металлургов;
Создание условий для приобретения опыта:
-самостоятельного и совместного с взрослыми (педагогами и родителями),получения знаний
о предприятии,
-проявления заботы о родителях, уважения их нелегкого труда, желания продолжить
трудовые семейные династии.
6-7 лет
Обеспечение развития первичных представлений:
-о металлургических предприятиях России их истории, современности и перспективах
развития,
-о различных видах труда металлургов, их роли для удовлетворения потребностей людей,
общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы,
результаты, их личностная, социальная и государственная значимость, представления о труде
как экономической категории);
Создание условий для приобретения опыта:
-самостоятельного и совместного с взрослыми (педагогами и родителями) получения знаний
о рабочих профессиях, передача этих знаний младшим по возрасту, желания научиться
выполнять трудовые действия представителей разных профессий,
-проявления заботы о родителях, уважения их нелегкого труда, проявлений бережного
отношения к результатам труда, желания продолжить трудовые семейные династии.
Педагогические принципы и подходы:
Принцип деятельности и творчества – включение ребенка в игровую, познавательноисследовательскую деятельность, с целью приобретения собственного опыта творческой
деятельности.
Принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка
задач познавательного-исследовательского развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и
незнакомому»; построение и/или корректировка содержания программы с постепенным
усложнением и расширением от возраста к возрасту;
Принцип оптимизации, гуманизации, психологической комфортности
образовательного процесса;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его
здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями,
индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип личностно-ориентированного взаимодействия – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета
особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному,
полноправному участнику воспитательного процесса;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной
психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует
7

созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические,
личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в
образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная
и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).

2.3. Возрастные особенности детей
В этом возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Моделирование
осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и
др. Благодаря моделированию ребенок способен к опосредованному решению
познавательных задач. У ребенка развито наглядно-действенное мышление, формируется
наглядно-образное мышление и начинает развиваться словесно-логическое мышление.
Память становится произвольной и целенаправленной. Воображение: из
репродуктивного, воспроизводящего становится предвосхищающим. Ребенок способен
представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его
промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои
действия. Формируется внутренняя речь.
У ребенка развиваются
специальные способы ориентации, такие, как
экспериментирование с новым материалом и моделирование. При этом наиболее значим для
развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований.
Преобразование ребенком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет
четкий пошаговый характер. Преобразование предметов
осуществляется порциями,
последовательными актами и после каждого такого акта происходит анализ наступивших
изменений. Последовательность производимых ребенком преобразований свидетельствует о
достаточно высоком уровне развития его мышления.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются
обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной
деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию
будущих изменений.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

8

3. Содержательный раздел
3.1. Объем занятий
Длительность занятий зависит от возраста детей, устанавливается в соответствии с
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций».
Занятие проводится с подгруппой детей численностью 12-15 человек.
Возраст
4-5 лет
Средняя группа
5-6 лет
Старшая группа
6-7 лет
Подготовительная
группа

Объём занятий в неделю
20 минут

1 занятие в неделю

20 минут

1 занятие в неделю

20 минут

1 занятие в неделю

3.2. Формы организации познавательно-исследовательской деятельности
по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской
деятельности дошкольников должна строиться с учетом постепенного и целенаправленного
развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы
совместной деятельности, такие как:
Экскурсия – коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки,
предприятия и т. п.
Наблюдение – это специально организованное, целенаправленное, более или менее
длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью
наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств,
структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов.
Беседа – это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по
определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным
словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и
деятельностью детей играет большую роль в образовательной работе с детьми. Сократом и
Платоном метод беседы применялся в обучении молодежи риторике и логике. Позднее этот
метод был использован в работе с детьми.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от
реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи,
парки, улицы городов, организации и предприятия, профессии и пр.) с целью создания
условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.
Встреча с представителями профессии – это специально организованная встреча с
представителями различных профессий, представляющих свой опыт работы и специфику
организации профессиональной деятельности.
Выставка – это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок
сделает шаг для достижения новых целей. Для детей-зрителей – это возможность увидеть
своего друга с другой точки зрения, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде
деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта,
выход на разные уровни выставочной деятельности.

9

Метод проектов – это метод интегрированного обучения дошкольников, позволяет
значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем
предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов
действительности, а так же делает образовательную систему дошкольной образовательной
организации открытой для активного участия родителей.
Технология исследовательской деятельности – это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского
поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей
между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Самостоятельная деятельность детей – это спонтанная игра, возникающая по
инициативе детей в игровом комплексе «Лаборатория рабочих профессий» по итогам игрзанятий, профориентационной и образовательной деятельности, самостоятельное по
инициативе изготовление атрибутов для игры в игровом комплексе.

3.3.

Планируемые результаты

С точки зрения развития сферы интересов ребенка:
-интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей;
-с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной
труд, самообслуживание и т.п.);
-с удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс;
-с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы;
-инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий,
участников по совместной деятельности;
С точки зрения сферы представлений ребенка:
Способен рассказать:
-о профессии и месте работы родителей;
-о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
-о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
-об общественной значимости труда;
-о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности
человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
-об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.
С точки зрения развития сферы опыта и нравственных установок:
-положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в
посильной трудовой деятельности;
-гордится профессией своих родителей;
-способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности
результатов труда, сферы использования результатов труда);
-уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым
трудовой деятельности, при выполнении поручений.
Сформирован:
-опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку,
покрасить стену, собрать простейший механизм и т.п.);
-опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
-опыт конструирования, изготовления макетов, моделей;
-опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
-опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму, по схеме;
-опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
-опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
-опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца,
добиваться положительного результата;
10

-опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.
С точки зрения родителей и общества:
-формируется позитивный образ различных профессий;
-родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности
детей;
-осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей
детей;
-осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо
от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка
и его выбора;
-у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний
и умений у детей.
С точки зрения совершенствования образовательного процесса:
-создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней
профориентации ребенка, социализации и познавательного развития;
-разработаны образовательные технологии и средства ранней профориентации;
-сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней
профориентации.

11

4. Организационный раздел
4.1. Педагогические условия
Работа по профессиональной ориентации проводится по нескольким направлениям:
-информирование – передача сведений,
-диагностика – оценка индивидуальных особенностей,
-консультирование – помощь в разрешении проблем.
Педагоги и специалисты детского сада:
- проводят игры-занятия;
-составляют планы и программы непосредственно-образовательной деятельности по
знакомству с миром профессий, обеспечивают их выполнение;
- организуют проектную деятельность;
-создают условия для развития познавательно – исследовательской деятельности;
- обеспечивают соблюдение прав и свобод обучающихся;
-обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
- обеспечивают при проведении занятий соблюдение правил охраны труда и пожарной
безопасности.

4.2. Учебный план
Работа по ранней профориентации
будет эффективна при условии наличия
выстроенной системы работы, перспективного плана, методического и наглядного
материалов, разработанных показателей эффективности профориентационной деятельности.
Тема

Объем времени (кол-во)
Средняя группа

Старшая группа

(4-5 лет)

(5-6 лет)

Подготовительная
группа
(6-7 лет)

Вводное занятие

2

2

2

Металлург

6

6

6

Инженер

6

6

6

Строитель

6

6

6

Слесарь

6

6

6

Конструктор

6

6

6

Обобщение

2

2

2

Диагностика

1

1

1

Итоговое мероприятие

1

1

1

Итого в год(кол-во)

36

36

36
12

Содержание программы
Средняя группа
Тема

Программное содержание

Вводное занятие(1з)

Старшая и подготовительная
группа
Программное содержание

Обсудить план работы и задач
объединения. Познакомить с
техникой безопасности
Металлург(6 з):
Выявить уровень знаний о
1.Профессии на
профессии металлург.
металлургическом
Познакомить с профессиями на
комбинате.
металлургическом комбинате.
2.Одежда металлурга. Познакомить с инструментами и
3.Знакомство с
одеждой металлурга, с
различными видами
условиями работы. Создавать
выпускаемой
условия для сюжетно-ролевой
продукции.
игры с участием педагога.
4.О медных рудах и
минералах.
5.Сюжетно-ролевая
игра «Экскурсия на
металлургический
комбинат»
6.Конструирование
«Макет комбината»
Инженер(6 з)
Выявить уровень знаний детей о
1.Инженер. Кто он?
профессии. Познакомить с
2.Инструменты для
инженерными профессиями,
работы инженера.
условиями работы,
3.Инженерные
инструментами.
профессии.
Дать знания детям о
4.Экскурсия на рабочее
значимости профессии инженер
место инженера.
для города.
5.Конструирование
Учить строить конструкции,
«Макет машины»,
используя конструктор.
«Макет корабля»(2 з)
Развивать умение устанавливать
связь между постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни.

Обсудить план работы и задач
объединения. Познакомить с
техникой безопасности
Расширить знания детей о
профессиях на металлургическом
комбинате. Развивать связную
речь детей. Воспитывать интерес и
уважение к профессиям.
Продолжать знакомить с
профессиями на металлургическом
комбинате. Продолжать знакомить
с инструментами и одеждой
металлурга, с условиями работы.
Создавать условия для
самостоятельной игры.

Строитель(6 з)
1.Профессия строитель.
2.Строительные
инструменты.
3.Строительная
спецтехника.
4.Строители на
стройке.

Выявить уровень знаний о профессии.
Продолжать знакомить детей с
профессией строитель, с рабочим
местом строителя, строительными
инструментами.
Развивать конструктивные
способности.
Воспитывать умение работать в

Познакомить детей с профессией
строитель, с рабочим местом
строителя, строительными
инструментами.
Расширить знания детей о
строительных профессиях.
Уточнить знания детей о
значимости профессии строитель

Расширить знания детей о
профессии инженер; развивать
связную речь, общении , память;
воспитывать интерес и уважение к
труду взрослых.
Уточнить знания детей о
значимости профессии инженер
для города
Упражнять в умении строить
конструкции, используя бросовый
материал.
Развивать умение устанавливать
связь между постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни.
Развивать конструктивные
способности.
Воспитывать умение работать в
коллективе.

13

5.Конструирование
«Строительство
многоэтажного дома»
6.Конструирование
«Многоэтажный дом»

7.Слесарь(6 з)
1.Профессии слесарь,
сварщик, электрик…
2.Рабочая одежда и
инструменты.
3.Виртуальная
экскурсия на рабочее
место.
4.Проект «Автопарк»(3
з)
8.Конструктор(6 з)
1.Профессия
конструктор.
2.Рабочие инструменты
конструктора, рабочее
место.
3. Сюжетно-ролевая
игра конструктор на
работе.
4.Проект
«Строительство
космодрома»(3 з)
Обобщение(2 з)
Профессии моих
родителей.
Итоговое мероприятие
Развлечение, викторина

для города.
Упражнять в умении строить
конструкции, используя
строительный материал.
Развивать умение устанавливать
связь между постройками и тем,
что они видят в окружающей
жизни.
Познакомить детей с профессиями:
слесарь, электрик, сварщик.
Познакомить с рабочими
инструментами и рабочим местом.
Дать знания детям о городском
автотранспорте и профессиях,
связанных с ним.

коллективе.

Познакомить с профессией
конструктор, рабочими
инструментами и рабочим местом.
Развивать конструктивное
мышление детей.
Познакомить с элементами
конструирования.
Знакомить с легоконструированием.

Продолжать знакомить с профессиями
конструктора, рабочими
инструментами и рабочим местом.
Развивать конструктивное мышление.
Воспитывать интерес, уважение к
труду. Продолжать знакомство с легоконструированием.

Расширить и обогатить знания детей
о профессиях: слесарь, электрик,
сварщик на основе автопарка.
Расширять знания детей о
профессиях.
Обогащать знания детей о городском
автотранспорте и профессиях,
связанных с ним.

Обобщить полученные ранее знания.
Воспитывать интерес к игре, уважение к труду взрослых. Продолжать
знакомить с элементами конструирования из конструктора
Учить работать подгруппами над общей постройкой.
Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых.
Закрепить полученные знания. Создать мотивацию на дальнейшую
деятельность.

Организация развивающей предметно-пространственной среды
«Лаборатория рабочих профессий» предполагает создание отдельных маленьких
лабораторий в возрастных группах. Почему лабораторий? Определяющим моментом в
создании лаборатории является педагогическая мысль – цель, которой руководствуется
коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой
группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав,
личные характеристики детей. Поэтому каждый центр становится настоящей лабораторией
как для ребёнка, желающего узнать, поиграть, поэкспериментировать, так и для педагога,
желающего создать комфортные условия для развития детей.
Лаборатории для организации самостоятельной детской деятельности, творчества,
совместной деятельности со взрослым, игры и детского досуга (предметы, материалы,
побуждающие дошкольников к проявлению познавательной и творческой активности)
являются мобильными, передвижными. Насыщенность развивающей предметнопространственной среды в помещении групп, всего детского сада и на прилегающей
территории разрабатывается в соответствии с примерным перечнем средств обучения (в том
числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и
оздоровительного оборудования.
14

Программно-методический комплект программы
1.Проект
профориентационной
направленности:
«Металлургом
быть
почётно»,
«Строительная мастерская», «Автопарк», «Юные конструкторы», «Профессии родителей».
2.Цикл конструктов организованной образовательной деятельности по ознакомлению
дошкольников с основными и сопутствующими профессиями программы.
3.Диагностический инструментарий по определению у детей ведущей функции деятельности.
4.Систематизированная картотека по всем видам игр (название, цель, содержание,
оборудование для игры).
5.Разработанные и созданные настольно-дидактические игры по теме программы.
6.Каталог художественной литературы и картотека разных форм фольклора,
сопровождающего реализацию проекта.
7.Картотека экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.
8.Презентации по темам программы.
9.Информационные буклеты.
10.Сценарии тематических праздников, интеллектуальных игр и викторин.
11.Положение о проведении творческих конкурсов и соревнований .
12.Тематические альбомы.
13.Детско-родительские проекты.
Ресурсы для реализации программы
1. Сотрудничество с социальными партнёрами.
2.Инициатива и творческий потенциал педагогов по вопросам профессиональной ориентации
воспитанников, трудового воспитания и познавательной активности в различных видах
детской деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей; владение
компьютерными и образовательными технологиями.
3. Моральное и материальное стимулирование участников проекта.
4. Электронные образовательные ресурсы.
5. Информационно-методические материалы:
- Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 1,2. Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. –
М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя). (10,11)
- "Реализация образовательной области «Труд» в практике работы дошкольного учреждения"
-«Детский сад: теория и практика» № 8/2011
- Крулех М.В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного
развития ребенка как субъекта детской деятельности. СПб., 2002.
Т.А.Шорыгина «Беседы о профессиях»Методическое пособие.-ТЦ «Сфера», 2014.-128 с.
Т.В.Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет»-ТЦ «Сфера», 2011.-64 с.
6. Технические средства обучения: компьютер с выходом интернет; интерактивная доска;
проектор; программы MicrosoftOfficePowerPoint (для составления и демонстрации
презентаций), киностудия, WindowsMovieMaker (создание фильмов, эффектных
видеоклипов);
7.Лего-студия,
оборудованная
различными
видами
и
типами
конструкторов.

15

4.3. Показатели познавательного развития детей дошкольного возраста.
Педагогическая диагностика
Обследование уровня познавательного развития детей проводится два раза в год:
начальное – в сентябре месяце, итоговое-в мае месяце с использованием следующих
методов:
- наблюдение;
-педагогическая диагностика, включающая
вопросы из «Профориентационного
опросника» Е.И. Климова(6-7 лет) – подбор творческих и практических заданий;
- беседа;
- практические занятия.
Данные методы позволяют выявить реальный уровень познавательного развития
ребенка и степень его соответствия возрастным нормам, а также определить недостатки.
Результаты диагностики являются точкой отчета для прогнозирования особенностей
развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и
приемов педагогического воздействия, которое будет наиболее адекватным.
Оценивание уровня познавательного развития (Н.С. Пряжникова):
- когнитивный критерий дает возможность оценивать: овладение понятиями о
профессиях, осознание в определённой степени своих способностей и умений;
- мотивационно-потребностный критерий устанавливает уровень развития интереса к
труду, отношение к труду и профессиям, наличие желания овладеть определенной
профессией;
- деятельностно-практический критерий характеризует трудолюбие и активность
воспитанника.
Критерий

Показатели

Когнитивный

- Знания о профессиях
людей.

Мотивационнопотребностный

- интерес к труду,
учебной
и
профессиональной
деятельности;
- отношение к труду и
профессиям;
- желание овладеть
определенной
профессией.
- отражение в процессе
занятий
сформированных
понятий о профессиях;
-проявление
активности и
ответственности в
процессе
образовательной
деятельности.

Деятельностнопрактический

Период
проведения
диагностики
2 раза в год
Сентябрь-май
1 раз в год
сентябрь

2 раза в год
сентябрь-май

Методы диагностики
- Беседа.
- Опросник Л.В. Куцаковой
«Профессиональная
деятельность».
- Наблюдение;
-Профориетационный
опросник Е.И. Климова.

- Наблюдение;
- Методика «Закончи
предложение».

16

Показатели
Осведомленность о труде
взрослых
Ранние профориентационные
склонности
Игровая деятельность (игры
профессионально –
ориентированного характера)

Методики
Опросник Л.В. Куцаковой
«Профессиональная деятельность»

Периодичность
Два раз в год
сентябрь
май
Профориетационный опросник
один раз в год
Е. И. Климова
сентябрь
Педагогическая диагностика В.П.
Два раза в год
Кондрашова по определению
сентябрь
уровня развития игры «Диагностика май
игровой деятельности» (игры
профессионального характера)

17

ЛИТЕРАТУРА
1.Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Кем быть? От 2 до 7 лет СПб.: Паритет, 2006. – 54 с.
2.Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках. Мир человека.
Профессии. Учебно-методический наглядный материал. Программа «Я – человек». – М.,
2009. – 32 с.
3.Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.
Кондрашов. – Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. – 52 с.
4.Данилова Е.А. Профессии М.: РОСМЭН-ПРЕСС. – 2003. – 20 с.
5.Ефанова З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. –
Волгоград: Корифей, 2010. – 99 с.
6.Жаренкова Н.З.,.Муртазина О.В. «Знакомимся с профессиями», «Детство – Пресс»,
2014 г.
7.Игнатова С.В. «Знакомимся с профессиями», «Ювента», – 2013.
«Кем быть?» Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями
педагогу дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Нищева – Спб.: Детствопресс, 2005.
8.Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме Профессии. – М.: 2010.
9.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий Учебно-методическое
пособие. – Балашов: «Николаев», 2004. – 52 с.
10.Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-64 с.
11.Шорыгина Т.А. Профессии, Какие они? – М., 2010.
12.Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – M.: ТЦ
Сфера, 2014. – 80 с.
13. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие – M.: ТЦ Сфера, 2014. –
128 с.

18

Приложение
1. Профориентационный опросник (Е. И. Климов) (6-7 лет)
2. В.П.Кондрашов. Диагностика игровой деятельности (игры профессионального
характера) 6-7 лет.

19

5. 1.Профориентационный опросник (Е. И. Климов) (6-7 лет)
(Его можно использовать в средней, старшей и подготовительной к школе группе
при небольшой корректировке вопросов с учетом возраста детей. Опросник позволяет
определить, к какому типу профессий испытывает склонность дошкольник четырёх семилетнего возраста.)
Ребенку предлагается 18 пар заданий. После чтения каждой пары ему необходимо
выбрать тот вид деятельности, которому он отдает предпочтение. В соответствующей
клеточке листа ответов ребенок фиксирует свой выбор знаком «+». Если он не может дать
четкого ответа, все-таки следует отметить, какая деятельность ему ближе.
1а. Сажать и выращивать цветы, деревья.
1б.
Ремонтировать
сломавшийся
велосипед, игрушки, мебель.
2а. Участвовать в играх «Семья», «Детский 2б. Показать кукольный театр.
сад».
За. Шить, вязать, мастерить, ремонтировать 3б. Участвовать в конкурсе рисунков.
игрушки.
4а. Ухаживать за животными.
4б. Участвовать
в
игре
«Продавцыпокупатели».
5а. Конструировать постройки из кубиков.
5б. Деталь украшения своими руками (из
дерева,
отходов
материалов,
ниток,
растений).
6а. Выращивать растения, удобрять, 6б. Играть в школу, при этом выполнять
поливать, пересаживать их.
роль учителя.
7а. Участвовать в утренниках (петь, читать 7б. Проектировать, придумывать новые
стихи, танцевать).
виды игрушек, машин, зданий.
8а. Быть
экскурсоводом, уметь 8б. Лечить животных (кошек, собак, птиц),
рассказывать людям о какой-нибудь быть ветеринарным врачом.
небольшой
выставке (рисунков, лепки,
аппликации).
9а. Быть в игре машинистом в поезда, 9б. Уметь организовать какую-нибудь игру
водителем поезда, летчиком.
(во дворе, детском саду).
10а. Учиться играть на каком-нибудь 10б.
Оказывать людям медицинскую
музыкальном инструменте.
помощь, ухаживать за больными.
11а. Лепить посуду, фигурки животных, 11б.
Заниматься
озеленением
улиц,
птиц (из глины, пластилина).
территории около дома, детского сада.
12а. Играть со строительным материалом
12б.
Рассказывать сказки малышам,
(строить город, вокзалы).
играть с ними.
13а. Участвовать в инсценировке сказок.
13б. Заниматься разведением рыб в
аквариумах и водоемах.
14а. Собирать из деталей конструктора 14б. Помогать воспитателю в работе с
железную дорогу, космодром.
детьми.
15а. Выращивать животных и. ухаживать за 15б. Слушать и читать книги об устройстве
ними.
и работе механизмов, машин, приборов.
16а. Заниматься аппликацией, вышивкой,
16б. Слушать и читать книги о
моделированием одежды для кукол.
растениях и животных.
17а. Быть в игре проводником вагона,
парикмахером.

17б. Придумать и рисовать
и декорации к спектаклям.

костюмы

18а. Смотреть фильмы, диафильмы о жизни 18б. Смотреть фильмы, диафильмы о
цветов, растений, животных.
создании какой-нибудь машине (трактора,
20

комбайна, подъемного крана).
Лист ответов составлен следующим образом: в первом столбце собраны профессии типа
«Человек - природа» (садовник, агроном, животновод, зоотехник и др.), во втором —
профессии типа «Человек - техника» (слесарь, токарь, крановщик, инженер и др.), в третьем профессии типа «Человек - человек» (учитель, врач, продавец, медсестра и др.), в четвертом
типа «Человек - художественный образ» (певец, актер, чеканщик и др.).

21

Лист ответов
Дата_______________
Фамилия, имя________________________________
группа ______________
I
1а

II
16
За

4а

III
2а

IV
26
36

46
5а

6а
76
9а

86

116
12а
136
14а
15а
156
166
18а
186
Сумма +
Сумма +
П
Т
Мне нравятся профессии

56
7а

66
8а
96
106
126
146

10а
Па
13а
16а
176

17 а
Сумма +
Ч

Сумма +
X
Я хочу быть

2.В.П. Кондрашов Диагностика игровой деятельности
(игры профессионального характера)
(6-7 лет)
Критерий

Показатели


Самостоятельно
или
с
помощью
воспитателя определяет содержание предстоящей
игры, последовательность событий, игровые
действия, персонажей и их взаимодействие.

Играет в игры, комбинирует их в единый
сюжет, отражая взаимодействие людей разных
профессий, их профессиональные действия,
орудия труда.

Использует в сюжетно-ролевых играх
знания о современных профессиях банкир,
налоговый инспектор, провизор и др.
Самостоятельное создание игровых 
Строит сюжет из 6—8 смысловых
замыслов.
эпизодов.

Отражает в играх как впечатления от
реальной жизни (больница, школа, магазин,
почта, парикмахерская), так и навеянные
сказками, игрой воображения.
Умение творчески комбинировать

Объединяют в одной игре несколько
разнообразные события, создавая
сюжетов.
новый сюжет игры, делать это

Самостоятельно распределяют роли,
22

Применение в игре знаний,
полученных из разных источников
(беседы с взрослыми и сверстниками,
наблюдения, чтение художественной и
познавательной литературы, просмотр
обучающих мультфильмов и пр.).

согласованно с партнером

согласовывают сюжет, игровые действия,
персонажей.
Характеристика уровней

Высокий уровень – у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает
знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено
положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой
деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел
обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые
навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в
трудовом процессе.
Средний уровень - дети имеют понятия и представления о профессиях, но они
затрудняются в определении особенностей профессий. Знают значение профессий для
человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к
трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но
выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания
выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.
Удовлетворительный уровень - представления детей о трудовой деятельности
человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не
понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой
деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только
вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о
профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о
профессиях.
Дидактическая игра «Угадай профессию»
Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар
(кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный,
милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.
Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей
различных профессий.
Содержание диагностического задания
Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии,
соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
Примерные вопросы беседы:
1. Какая профессия у этого человека?
2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
3. Что делают люди этой профессии?
4. Объедини строителей.
5. Людей каких профессий можно назвать земледельцами?
3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников
транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно
соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая
профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной
промышленности, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».