Лего-конструирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Стр.
1.Целевой раздел
1. Пояснительная записка ………………………………………………………..
1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
2. Содержательный раздел
2.1. Вариативные формы, способы, методы и средства организации работы
2.2. Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями
воспитанников …………………………………………………………
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение …………………………………….
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
………………………………………………………………………….
Приложения:
Приложение № 1… Перспективное планирование занятий
Приложение № 2 …Содержание программы
Приложение № 3 Оценка качества обучения лего-конструированию (диагностика)
Используемая литература …………………………………………………….....

2

2
3
4
5
6
7
8
9
11
14
19

1. Целевой раздел.
1.Пояснительная записка.
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди,
способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой
организации системы в целом.
Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной
деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных
государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют
создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание 3Dмоделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой
идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования
умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует
формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем
мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системнодеятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий
ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от
воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом
смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая
позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.
Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В
первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:
1. Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого
воображения, долгосрочной памяти.
2. Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики
движений, координации рук и глаз.
3. Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и
диалогической речи.
Игра ребенка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых.
Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего
нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской
деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие
конструкторских способностей у детей.
Основными нормативными документами дополнительной образовательной программы по
обучению плаванию детей дошкольного возраста являются:
 Конвенция о правах ребёнка;
 Конституция РФ;
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». (принят Государственной
Думой 29 декабря 2012 г.);
 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования(приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования.(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014);
 САНПИН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая 2013 г. № 26
 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Плавательные бассейны.
Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества.
СанПиН 2.1.2.1188-03»
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
3

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной
деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить
необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных
образовательных областей в кружке «ЛЕГО» открывает возможности для реализации новых
концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько
на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть,
но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает
ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные
качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание,
навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу»,
настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение
пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами,
играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGOконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития
технических способностей детей.
LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а
следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает
конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения,
способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более
высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих
успешности их дальнейшего обучения в школе.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального
развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа
носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей
детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
1.1. Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы:
Цель программы:
создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных
конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.
Задачи:
На занятиях по LEGO-конструированию ставится ряд обучающих, развивающих и воспитательных
задач:
 развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать
детское техническое творчество;
 обучать конструированию по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;
 формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до
конца, планировать будущую работу;
 совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе; выявлять
одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным творческим мышлением;
 развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и
умственные способности.
2. Содержательный раздел.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и
систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному
материалу на новом, более сложном творческом уровне.
4

Возраст детей:
Программа обучения рассчитана на детей старшего дошкольного возраста – 4 – 7 лет.
Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10
минут).
Цель первой части – развитие элементов логического мышления.
Основными задачами являются:
 Совершенствование навыков классификации.
 Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения
на основе проведенного анализа.
 Активизация памяти и внимания.
 Ознакомление с множествами и принципами симметрии.
 Развитие комбинаторных способностей.
 Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть – собственно конструирование.
Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
 Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные
функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
 Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.
 Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному
замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.
 Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать
особенности предметов средствами конструктора LEGO.
 Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.
Средняя группа– 36 занятий в год, по 20 минут
Старшая группа – 36 занятий в год, по 25 минут.
Подготовительная группа – 36 занятий в год, по 30 минут.
Занятия проводятся с детьми по подгруппам ( 10 – 15 человек), во второй половине дня.
Ожидаемые результаты реализации программы:
 Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять
полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность,
воображение, фантазия и творческая инициатива.
 Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять
его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и
строением.
 Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе,
распределении обязанностей.
 Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять
задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до
конца, планировать будущую работу.


Дети будут иметь представления:
 о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;
 об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
 о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
 о связи между формой конструкции и ее функциями.
Формы подведения итогов и способы проверки реализации программы:
 Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
 Выставки по LEGO-конструированию;
 Конкурсы, соревнования, фестивали.
5

К концу обучения у детей развита:
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными
движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
 у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание
экспериментировать, творить, изобретать;
 у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций,
чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
 ребенок овладел умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
 ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои
изменения;
 ребенок овладел умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них
конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
 ребенок овладел приемами индивидуального и совместного конструирования;
 знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких
предметов.
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, организовывать совместную
деятельность.
2.1.Вариативные формы, способы, методы и средства организации работы:
Занятия, на которых «шум» – это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это
необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские
занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в
определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны,
игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то
целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является
веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не
только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр малыши учатся жить в обществе,
социализируются в нем.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь
на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах
сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит
ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для
обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–
конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся
деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.
Для обучения детей LEGO-конструированию использую разнообразные
Методы и приемы:
Методы
Приёмы
Наглядный
Информационнорецептивный
Репродуктивный
Практический
Словесный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов
крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы
удержания их в руке или на столе.
Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных
анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения
пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа.
Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и
конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов
работы.
Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация
образцов, разных вариантов моделей.
6

Проблемный
Игровой
Частичнопоисковый

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей
для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по
математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож
предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту
предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление;
учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет
работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков,
развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание
уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с
предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям,
образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали,
рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом
постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в
постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета
построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в
работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе,
рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность
соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть
выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению
детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит
обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
2.2Особенности взаимодействия педагога дополнительного образования с семьями
воспитанников
Организуя взаимодействие с семьей по вопросам деятельности педагога и детей по LEGOконструированию, использую следующие формы работы:
Беседа – наиболее доступная и эффективная форма установления связи педагога с семьей, во время
которых можно обменяться мнениями или консультировать родителей.
наглядно-информационные формы работы:
Наглядно – информационные формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей.
Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное.
1. Информационные стенды – информация иллюстрируемая фотоотчётами с выставок детских
работ; перечь рекомендуемой литературы; схемы предложенные детям и др.;
2. Папки – передвижки – знакомящие родителей с содержанием занятий;
3. Рекомендации, практические советы.
3. Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
* Помещение со свободным пространством, где может заниматься группа детей.
* Стандартные наборы LEGO, технические карты.
* LEGO – education.
* LEGO duplo.
* компьютер, медиапроектор, экран.
7

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
1. Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми старшей и
подготовительной группы.
2. В старшей группе приёмы организации детской деятельности самые разнообразные:
конструирование по схеме, модели, по заданным условиям.
3. В подготовительной группе главное направление – это усложнение моделей, с использованием и
вращающихся, и подвижных деталей, для выполнения которых, дети могут объединиться в пары.
Основные приёмы – это работа по картинкам, фотографиям с изображением объекта и по замыслу.
4. Составление перспективного планирования по LEGO-конструированию с учётом методических
рекомендаций по организации работы с детьми.
5. Разработка конспектов дополнительной образовательной деятельности по LEGOконструированию на основе перспективного плана.
6. Проведение мониторинга конструктивной деятельности детей, в которой выделены уровни
освоения и критерии обследования развития конструктивной деятельности детей с LEGO.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май) с использованием следующих методов:
наблюдение, беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности.
7. Изучение методической литературы по LEGO-конструированию.

8

Приложение №1.
Учебно-тематический план.
Старшая группа ( 5 – 6 лет):
Тема
Конструирование по замыслу
Избушка на курьих ножках (коллективная работа)
Мостик через речку
Колодец
Дом лесника
Разные домики
Плывут корабли
Катер
Пароход
Зоопарк
Слон
Верблюд
Домашние животные
Дети
Дом фермера
Грузовой автомобиль
Пожарная часть
Самолет
Поезд мчится
Беседка
Пастбище
Ракета, космонавты
Светофор, регулировщик
Робот
Речные рыбки
Аквариум
Лабиринт
Попугай
Итого:

Количество занятий
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

Подготовительная группа ( 6 – 7 лет):
Тема
Конструирование по замыслу
Красивый мост
Мы в лесу построим теремок
Избушка Бабы Яги
Грузовик везет кирпичи
Корабль
Аэропорт
Многоэтажные дома
Магазины
Детский сад
Животные на ферме
Овечка
Дом фермера
Качели

Количество занятий
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9

Карусели
Беседка для ребят
Горка
Городской транспорт
Светофор
Знакомство с дорожными знаками
Играем в зоопарк
Слон
Верблюд
Ракета, космонавты
Космический корабль
Луноход
Паровоз везет товары
Станция
Дома на нашей улице
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

10

Приложение №2.
Содержание программы.
Старшая группа (5-6 лет)
1.Знакомство с названиями деталей LEGOконструктора, различать и называть их.
2. Продолжать знакомить детей с различными
способами крепления деталей LEGO.
3. Продолжать учить детей рассматривать
предметы и образцы, анализировать готовые
постройки; выделять в разных конструкциях
существенные признаки, группировать их по
сходству основных признаков, понимать, что
различия признаков по форме, размеру зависят от
назначения предметов; воспитывать умение
проявлять творчество и изобретательность в
работе; учить планировать этапы создания
постройки.
4. Продолжать учить детей работать коллективно.
5. Учить мысленно, изменять пространственное
положение конструируемого объекта, его частей,
деталей, представлять какое положение они
займут после изменения.
6.Учить анализировать условия
функционирования будущей конструкции,
устанавливать последовательность и на основе
этого создавать образ объекта.
7.Учить детей конструировать по схеме,
предложенной взрослым и строить схему
будущей конструкции.
8.Учить конструировать по условиям задаваемым
взрослым, сюжетом игры.
9. Понимать что такое алгоритм, ритм,
ритмический рисунок.
Условное обозначение алгоритм – записью.
10. Учить конструировать по замыслу,
самостоятельно отбирать тему, отбирать
материал и способ конструирования.
11.Дать понятие что такое симметрия.
12.Учить работать в паре.
13. Продолжать размещать постройку на плате,
сооружать коллективные постройки.
14.Учить передавать характерные черты
сказочных героев средствами LEGOконструктора.
15.Дать представление об архитектуре, кто такие
архитекторы, чем занимаются.
16. Развивать конструктивное воображение,
мышление, память, внимание.
17. Дать возможность детям
поэкспериментировать с LEGO- конструктором.

11

Подготовительная группа (6-7 лет)
1.Формирование интереса к конструктивной
деятельности.
2.Закреплять знания детей о деталях LEGOконструктора, называть их.
3.Продолжать учить выделять при
рассматривании схем, иллюстраций,
фотографий как общие, так и
индивидуальные признаки, выделять
основные части предмета и определять их
форму.
4. Учить соблюдать симметрию и
пропорции в частях построек, определять их
на глаз и подбирать соответствующий
материал.
5.Учить детей представлять, какой будет их
постройка, какие детали лучше
использовать для её создания и в какой
последовательности надо действовать.
6.Продолжать учить работать в коллективе,
сооружать коллективные постройки.
7. Продолжить знакомство детей с
архитектурой и работой архитекторов.
8.Учить сооружать постройку по замыслу.
9. Учить сооружать постройки по
фотографии, схеме.
10. Продолжать учить сооружать постройки
по заданным условиям сложные и
разнообразные постройки с
архитектурными подробностями.
11.Учить устанавливать зависимость между
формой предмета и его назначением.
12.Закреплять знания детей о понятии
алгоритм, ритм, ритмический рисунок.
13. Продолжать учить детей работать в
паре.
14.Продолжать учить детей размещать
постройку на плате, сооружать
коллективные постройки.
15.Продолжать учить детей передавать
характерные черты сказочных героев
средствами LEGO- конструктора.
16.Учить мысленно изменять
пространственное положение объекта, его
частей.
17. Учить создавать движущиеся
конструкции, находить простые
технические решения.
18. продолжать учить детей разнообразным
вариантам скрепления LEGO-элементов

между собой.
19.Продолжать учить рассказывать о своей
постройке.
20. Развивать воображение и творчество,
умение использовать свои конструкции в
игре.
Старшая группа:
Тема
Конструирование по
замыслу

Избушка на курьих
ножках (
коллективная
работа)
Мост через речку

Колодец
Дом лесника

Программное содержание

Оборудование

Закрепить полученные навыки; учить
заранее обдумывать содержание будущей
постройки, называть ее тему, давать ее
общее описание; развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Учить работать в коллективе дружно,
помогая друг другу.

Наборы деталей конструктора,
мелкие игрушки.

Учить строить мостик; развивать мелкую
моторику рук и навыки конструирования;
учить доводить дело до конца; развивать
терпение.
Учить коллективно строить простейшую
постройку.
Учить строить большой дом для лесника

Разные домики

Учить строить домики разной величины
и длинны.

Конструирование по
замыслу

Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о водном транспорте; учить
строить корабли; развивать творчество,
фантазию, мелкую моторику рук.
Учить выделять в постройке ее
функциональные части (борт, корму, нос,
капитанский мостик, трубы);
совершенствовать умение анализировать
образец, графическое изображение
постройки, выделять в ней несущие
части; обобщать речь обобщающими
понятиями: «водный, речной, морской
транспорт».
Закрепить знания о водном транспорте;
закрепить навыки конструирования.

Плывут корабли
Катер

Пароход

12

Картинка с изображение
избушки, русская народная
сказка «Гуси-лебеди»,
образец, наборы деталей
конструктора.
Наборы деталей конструктора,
куколки, образец.
Образец, большой легоконструктор «Дакта».
Схема домика, куклы, набор
деталей конструктора
Картинки с изображением
городских улиц (домов),
образцы, наборы деталей
конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинки с изображением
водного транспорта, схемы,
наборы деталей конструктора.
Картинка с изображение
катера, наборы деталей
конструктора.

Образец, наборы деталей
конструктора.

Конструирование по
замыслу

Зоопарк

Слон
Верблюд

Конструирование по
замыслу

Домашние
животные
Дети
Дом фермера
Конструирование по
замыслу

Грузовой
автомобиль
Пожарная часть
Самолет
Конструирование по
замыслу

Поезд мчится

Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Закрепить представление о многообразии
животного мира; развивать способность
анализировать, делать выводы.
Учить строить слона из легоконструктора; развивать творческие
навыки, терпение.
Учить строить верблюда.

Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить собаку и кошку; развивать
творчество, фантазию, навыки
конструирования.
Учить строить мальчика и девочку из
большого конструктора «Дупло»; учить
рассказывать о постройке.
Учить находить материал для постройки.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить создавать сложную постройку
грузовой машины из лего-конструктора;
учить правильно соединять детали.
Рассказать о профессии пожарного; учить
строить пожарную машину и пожарную
часть; выучить телефон пожарной части.
Закрепить знания о профессии летчика;
учить строить самолет по схеме.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить шпалы разными
13

Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинки с изображение
животных, набор игрушечных
зверей, набор деталей
конструктора.
Картинка с изображение
слона, набор деталей
конструктора, образец.
Игрушка и картинка с
изображением верблюда,
наборы деталей конструктора,
образец.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинки с изображение
животных, наборы деталей
конструктора.
Схема, образец, наборы
деталей конструктора.
Картинка с изображением
домика, образец, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Образец, мелкие игрушки,
наборы деталей конструктора.
Наборы деталей конструктора,
образец пожарной машины.
Образец, наборы деталей
конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинка с изображение

способами по схеме и поезд по образцу.
Беседка
Пастбище

Конструирование по
замыслу

Ракета, космонавты
Светофор,
регулировщик
Конструирование по
замыслу

Робот
Речные рыбки

Аквариум
Лабиринт

Попугай
Конструирование по
замыслу

Закрепить представления о назначении и
строении беседок, об их частях ( крыша,
колонны); учить строить беседку.
Уточнять и закреплять знания о
домашних животных, их назначении и
пользе для человека; воспитывать
любознательность; учить строить загоны
для домашних животных разными
способами.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Рассказать о первом космонавте нашей
страны; учить строить ракету из
конструктора.
Закрепить знания о светофоре.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Показать игрушку робот; учить строить
робота.
Учить строить рыб из лего –
конструктора; развивать навыки
конструирования, мелкую моторику рук.
Познакомить с обитателями аквариума;
учить строить аквариум.
Познакомить с плоскостным
конструированием; развивать внимание,
мышление, наблюдательность, мелкую
моторику рук.
Продолжать знакомить с плоскостным
конструированием; развивать внимание,
мелкую моторику рук.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.

Подготовительная группа:
Тема
Программное содержание
14

поезда, наборы деталей
конструктора.
Рисунки беседки, образец,
наборы деталей конструктора.
Образец, наборы деталей
конструктора.

Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинки, образец, наборы
деталей конструктора.
Макет светофора, образец,
наборы деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Игрушка робот, образец,
наборы деталей конструктора.
Картинки с изображение рыб,
наборы деталей конструктора,
образец, прозрачный сосуд,
кусочек пластилина.
Образец, наборы деталей
конструктора.
Образец, наборы деталей
конструктора.
Картинка с изображение
домика, образец, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Оборудование

Конструирование по
замыслу

Красивый мост
Мы в лесу построим
теремок
Избушка Бабы Яги

Грузовик везет
кирпичи
Корабль

Аэропорт
Конструирование по
замыслу

Многоэтажные дома
Магазины
Детский сад
Конструирование по
замыслу

Животные на ферме

Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Закрепить навыки полученные ранее,
учить строить мост по карточке.
Развивать творческое воображение; учить
подражать звукам и движениям
персонажей (медведя, лисы, зайца); учить
строить теремок.
Закрепить умение строить по карточке;
учить строить сказочную избушку Бабы
Яги.
Учить строить по карточке, находить
различия и сходство в схеме; учить
рассказывать о проделанной работе.
Закреплять навыки конструирования;
учить сочетать в постройке детали по
форме и цвету, устанавливать
пространственное расположение
построек.
Учить строить разные самолеты по
схемам; развивать глазомер, навыки
конструирования.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Развивать творческую инициативу и
самостоятельность; формировать
обобщенные представления о домах.
Закрепить названия магазинов, их виды.
Учить строить детский сад; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Уточнять и закреплять знания о
домашних животных, их назначении и
пользе для человека; воспитывать
любознательность, навыки
15

Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Куколки, образец, наборы
деталей конструктора.
Игрушки зверей (медведь,
лиса, заяц), наборы деталей
конструктора.
Картинка с изображение
избушки, русская народная
сказка «Гуси-лебеди»,
образец, наборы деталей
конструктора.
Грузовая машина, образец,
конструктивные детали,
мелкие игрушки.
Образец корабля, наборы
деталей конструктора.

Образец корабля, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.
Картинки с изображением
магазинов, мелкие игрушки,
набор деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Образец, наборы деталей
конструктора.

Светофор

конструирования.
Вызвать положительные эмоции от
прослушивания стихотворения о
животных В. Степанова: «Кошка»,
«Петух», «Барашек»; закреплять знания о
домашних животных; учить строить
животных.
Закреплять навыки строить по схемам;
учить строить двухэтажный дом фермера
из лего-конструктора «Дакта».
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Учить строить сложную постройку из
лего-конструктора.
Продолжать учить строить сложную
постройку из лего-конструктора.
Учить строить беседку, которая
находится на участке детского сада, по
памяти; развивать память, навыки
конструирования.
Учить определять составы деталей
конструктора, особенности их формы,
размера и расположения.
Закреплять знания о городском
транспорте; развивать наблюдательность,
внимание, память; учить строить автобус.
Закрепить знания о светофоре.

Знакомство с
дорожными знаками

Познакомить с дорожными знаками;
учить строить дорожные знаки на плате.

Конструирование по
замыслу

Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять знания о работниках
зоопарка, его обитателях.

Овечка

Дом фермера
Конструирование по
замыслу

Качели
Карусели
Беседка для ребят

Горка
Городской
транспорт

Играем в зоопарк

Слон

Учить строить слона с большим хоботом
из лего-конструктора «Дакта».

Верблюд

Продолжать знакомить с обитателями
зоопарка; учить строить одно- и
двугорбых верблюдов.
Закрепить полученные ранее навыки;

Конструирование по

16

Игрушки и картинки с
изображением зверей, наборы
деталей конструктора.

Образец постройки домика,
наборы деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Образец, наборы деталей
конструктора.
Образец, наборы деталей
конструктора.
Фотографии беседки, наборы
деталей конструктора,
образец.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.
Автобус, картинки с
изображение транспорта,
наборы деталей конструктора.
Макет светофора, наборы
деталей конструктора,
образец.
Картинки с изображение
дорожных знаков, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинки с изображение
животных, наборы
игрушечных зверей, наборы
деталей конструктора.
Картинка с изображение
слона, образец, наборы
деталей конструктора.
Картинки с изображение
верблюдов, образец, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор

замыслу

Ракета, космонавты
Космический
корабль
Луноход
Конструирование по
замыслу

Паровоз везет
товары
Станция
Дома на нашей
улице
Конструирование по
замыслу

учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Закреплять знания о первом космонавте
Ю. Гагарине; учить строить ракеты.
Рассказать о космическом корабле; учить
строить космический корабль.
Рассказать о луноходе; учить строить
луноход из деталей конструктора.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.
Познакомить с приемами сцепления
кирпичиков с колесами, друг с другом,
основными составными частями поезда;
развивать фантазию, воображение.
Продолжать знакомить с железной
дорогой; учить строить станцию для
паровозиков.
Закрепить умение строить домики.
Закрепить полученные ранее навыки;
учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему,
давать ее общее описание; развивать
творческую инициативу и
самостоятельность.

деталей конструктора.

Картинки, образец, наборы
деталей конструктора.
Картинки с изображением
космических кораблей,
образец, наборы деталей
конструктора.
Картинки, образец, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Картинка с изображением
поезда, мелкие игрушки,
набор деталей конструктора.
Наборы деталей конструктора.
Картинка с изображением
города, образец, наборы
деталей конструктора.
Мелкие игрушки, набор
деталей конструктора.

Оценка уровня освоения учащимися образовательной программы:
 Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
 Выставки по LEGO-конструированию;
 Конкурсы, соревнования, фестивали;
 Создание и защита проектной деятельности.
 Диагностика уровня знаний и умений по лего-конструированию

17

Приложение №3.
Диагностическая карта:
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок
успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в
год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 5-6 лет.
Уровень
развития
ребенка
Высокий

Средний

Низкий

Умение правильно конструировать
поделку по образцу, схеме

Умение правильно
конструировать поделку по замыслу

Ребенок самостоятельно делает
постройку, используя образец, схему,
действует самостоятельно и
практически без ошибок в размещение
элементов конструкции относительно
друг друга.
Ребенок делает незначительные
ошибки при работе по образцу, схеме,
правильно выбирает детали, но
требуется помощь при определении их
в пространственном расположении.
Ребенок не умеет правильно «читать»
схему, ошибается в выборе деталей и
их расположении относительно друг
друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает
замысел в разных его звеньях (название
предмета, его назначение, особенности
строения). Самостоятельно работает над
постройкой.
Тему постройки ребенок определяет
заранее. Конструкцию, способ ее
построения находит путем практических
проб, требуется помощь взрослого.
Замысел у ребенка неустойчивый, тема
меняется в процессе практических
действий с деталями. Создаваемые
конструкции нечетки по содержанию.
Объяснить их смысл и способ построения
ребенок не может.

Диагностика уровня знаний и умений по LEGO-конструированию
у детей 6 -7 лет.
Уровень
развития
ребенка
Высокий

Средний

Низкий

Умение правильно конструировать
поделку по образцу, схеме

Умение правильно
конструировать поделку по замыслу

Ребенок действует самостоятельно,
воспроизводит конструкцию правильно
по образцу, схеме, не требуется помощь
взрослого.

Ребенок самостоятельно создает
развернутые замыслы конструкции,
может рассказать о своем замысле,
описать ожидаемый результат, назвать
некоторые из возможных способов
конструирования.
Ребенок допускает незначительные
Способы конструктивного решения
ошибки в конструировании по образцу, находит в результате практических
схеме, но самостоятельно «путем проб и поисков. Может создать условную
ошибок» исправляет их.
символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее
особенностей.
Допускает ошибки в выборе и
Неустойчивость замысла – ребенок
расположении деталей в постройке,
начинает создавать один объект, а
готовая постройка не имеет четких
получается совсем иной и довольствуется
18

контуров. Требуется постоянная
помощь взрослого.

этим. Нечеткость представлений о
последовательности действий и неумение
их планировать. Объяснить способ
построения ребенок не может.

Список литературы:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью
LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального
мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом
«Карапуз», 1999.
6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд.
Сфера, 2016.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС
Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».