ПРИНЯТО: Педагогическим советом МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» Протокол № 2 от «18 » октября 2022г УТВЕРЖДАЮ: заведующий МАДОУ детский сад № 26 «Радуга» ______О.А.Бершова « 18 » октября 2022г Дополнительная образовательная программа по обучению детей татарскому языку «Татарский язык для дошколят» Шамсумухаметова И.Т. Педагог по обучению детей татарскому языку г. Кировград 2022г. Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1 Лексический минимум …………………………………………................. 3 Проект «Мой дом» (4-5 лет)………………………………………………. 6 Проект «Играя, мы растем» (5-6 лет) …………………………………….. 7 Проект «Мы уже большие – скоро в школу мы пойдем» (6-7 лет).……... 9 Рекомендации по проведении педагогического обследования………….. 11 Список средств обучения ………………………………………………….. 15 Используемая литература …………………………………………………. 16 Пояснительная записка Урал – один из многонациональных регионов РФ. Основной задачей государственной политики в сфере дошкольного образования является повышение эффективности и обеспечения общедоступности качественного дошкольного образования для всех слоев населения. Особенностями овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке. Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык, мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь», то есть ребенок не задается отдаленными целями. Достижение высоких результатов в обучении дошкольников второму языку зависит от создания благоприятной психологической атмосферы на занятиях, положительной мотивации. Одним из наиболее оптимальных средств повышения мотивации к изучению татарского языка является использование на занятиях информационно-комуникационных технологий. Программа разработана для детей 4-7 лет, не владеющих татарским языком. Предлагаемый цикл НОД «Говорим по-татарски» - это результат направленных поисков и размышлений о том, с помощью каких средств и методов дать детям необходимые знания по изучению татарского языка. Специальный цикл НОД рассчитан на 3 года обучения. Основной задачей обучения татарскому языку в дошкольном возрасте является формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме у русскоязычных детей от 4 до 7 лет. Содержание обучения составляет в первую очередь конкретный языковой материал, которым должны овладевать дети. Это, прежде всего словарь, куда входят наиболее частотные слова татарского языка, необходимые для элементарного общения. Словарный минимум к концу обучения должен составлять 167 лексических единиц. Новизна программы заключается в том, что в ней используются информационнокоммуникационные технологии, аудио-, видеозаписи, учебно-методический комплект, детская художественная литература. Специально разработанные компьютерные автодидактические игры позволяют расширить детские возможности в запоминании и воспроизведении новой информации. Также игровой материал представлен в виде компьютерных презентаций. Время показа слайда неограниченно, то есть детям предоставляется возможность рассмотреть картинку сколько угодно по времени и педагог может спокойно вести беседу. В качестве поощрения за хорошую работу на занятии детям предлагается посмотреть познавательный мультфильм. Цели и задачи данной программы: 1. Эффективное обучение татарскому языку с помощью современных технологий. 2. Изучение и закрепление лексики по темам. 3. Активизация внимания и речевой деятельности детей на занятии 4. Формирование умений использовать грамматические конструкции в монологической и диалогической речи 5. Повышение заинтересованности детей на занятии и воспитание желания изучать неродной язык. 6. Формирование интереса к культуре татарского народа. Программа составлена по наиболее распространенным и знакомым для детей темам. Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей проводится 2 раза в год, вводный – в октябре, итоговый – в апреле. Принципы проведения занятий: Наглядность в обучении – осуществляется на основе восприятия наглядного материала; Цикличность построения занятий – занятий составляются на основе предыдущих занятий; Доступность – комплекс занятий составлен с учетом возрастных особенностей дошкольников; Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие познавательных процессов, на расширение кругозора. Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Средства, используемые для обучения детей татарским языком: 1. Методические пособия, диагностический материал. 2. Анимационные сюжеты, аудиозаписи, мультфильмы. 3. Демонстрационный и раздаточный материал. 4. Графическая наглядность (пиктограммы). 5. Наглядно-дидактический материал (муляжи, макеты, игрушки) 6. Интерактивные игры. 7. Рабочие тетради. Методы и формы обучения: 1. Работа с наглядностью: описательный рассказ, развивающий диалог. 2. Сюжетно-ролевые игры. 3. Разучивание хороводных игр. 4. Театрализованные игры. 5. Подвижные игры. 6. Творческие и ситуативные игры. 7. Развивающие игры. 8. Работа с аудиозаписями: прослушивание, совместное повторение. 9. Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов. 10. Интерактивные игры. Программа включает в себя проекты: 1. «Мой дом» - для детей 4-5 лет. 2. «Играя, растём» - для детей 5-6 лет. 3. «Мы уже большие – скоро в школу мы пойдём» - для детей 6-7 лет. Предполагаемые результаты К концу 3-го года обучения дети должны научится воспринимать на слух и понимать татарскую речь и говорить по-татарски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи. К концу обучения дети должны овладеть словарным минимумом. В 1-й год обучения он составляет – 62 слова, во 2-й год – 62+45 (всего 107 слов), в 3-й год – 107+60 (всего 167 слов). К концу обучения дети должны уметь: Здороваться, прощаться, предлагать, благодарить, извиняться, знакомиться; Понимать учебно-организационные формулы, с которыми обращается к нему воспитатель; Начать и вести игру на татарском языке; Наблюдать за изменениями в природе и в жизни человека в зависимости от времени года Понимать обращенную к ним речь, соответственно выполняя распоряжения, выбирая предмет или сюжетную картинку по описанию, оценивая то или иное явление (предмет, ситуацию) по словесному описанию. Срок реализации: 3 года. Вид программы: модифицированная Лексический минимум- говорим по-татарски Первый год обучения (средняя группа) Активные слова 62 слова Әти-папа, әни-мама, кыздевочка, малай-мальчик, мин-я, исәнмесезздравствуйте, саубулыгыздосвидания, саубулДо свидания(ед.число), исәнме-здравствуй, эт-собака, песи-кошка, әйеда, юк-нет, әби-бабушка, бабайдедушка, әйбәт,яхшы-хорошо, ипихлеб, алма-яблоко, сөтмолоко, чәй-чай, рәхмәтспасибо, мә-на, тәмлевкусно,вкусный кил мондаиди сюда, утыр-садись, бирдай, аша-кушай, эч-пей, туп-мяч, зур-большой, кечкенә-маленький, матуркрасивый, курчак-кукла, куян-заяц, аю-медведь, хәлләрничек-как дела, уйнаиграй, пычрак-грязный, чистачистый, ю-мой,стирай бер-1, ике-2, өч-3, дүрт-4, биш-5. Пассивные слова Утырыгыз-садитесь, бу кем?-это кто? кем юк?-кого нет? син кем?-ты кто? кем анда?-кто там? Басыгызвстаньте, ал-возьми ничә?-сколько? нинди?-какой? (49 слов) Второй год обучения (старшая группа) 45 слов (13 слов) Активные слова Пассивные слова Кишер-морковь, нинди-какой, баллы-сладкий, ничәсколько, суган-лук, бәрәңгекартошка, алты-6, җиде-7, сигез-8, тугыз-9, ун10, кыяр-огурец, кәбестә-капуста, кызыл-красный, сары-жёлтый, яшел-зелёный, зәңгәрсиний, кирәк-надо, юа-моет,стирает, нәрсәкирәк -что нужно, аш-суп, ботка-каша, кашык-ложка, тәлинкәтарелка, чынаяк-чашка, күлмәкплатье,рубашка, чалбар-брюки, киодень, сал-сними, йокла-спи, бит- бунәрсә?-это что? хәерлекөн-добрый день, нәрсә бар? –что есть?күп –много. лицо, кул-рука, өстәл-стол, урындыкстул, карават-кровать, яратам-люблю, бар-есть. (38 сүз) (7 сүз) Третий год обучения (подготовительная группа) Активные слова 60 слов син кем- ты кто, хәерлекөн-добрый день, тычкан-мышка, бу кем?-это кто? бунәрсә?-это что? нишли?-что делает? йоклый-спит, утыра-сидит, ашый-кушает, эчә-пьёт, нишлисең?-что делаешь? Ашыймкушаю, эчәм-пью, уйныйм-играю, утырам-сижу, барамиду, кая барасың?-куда идёшь? синнишлисең? Сикерәм-прыгаю, йөгерәм-бегу,биимтанцую,җырлыйм-пою,шуамкатаюсь, укыйм-читаю,рәсем ясыйм-рисую, төлке-лиса, чәк-чәк чак-чак өчпочмактреугольник, яшь-лет, бүре-волк, керпе-ёж, тавык-курица, әтәч-петух, үрдәк-утка, чана-сани, шуа-катается, шуам,-катаюсь,бие-танцуй, биитнцует, биим-танцую, йөгер-беги, ак-белый, кара-чёрный, җырла-пой, җырлыйм-пою, зур рәхмәт-большое спасибо, китап укый-читает книгу, рәсем ясыйм-рисую, укыйм-читаю, дәфтәр –тетрадь. (58 сүз) Пассивные слова Нәрсәяратасың? – Что любишь? (2 сүз) Проект «Мой дом» (4-5 лет) Формирование элементарных умений и навыков аудирования (слушания и понимания) татарской устной речи и говорения в игровых и учебных ситуациях по темам: «Семья», «Продукты», «Игрушки», «Счёт». Основное внимание в первый год обучения уделяется пониманию слов, выражений и фраз, повторению их вместе с воспитателем и вместе с другими детьми. Первоначальное накопление и активное усвоение слов, которые обозначают самых близких людей (әти, әни, әби, бабай, малай, кыз), любимые игрушки (машина, курчак, куян, аю), продукты (алма, ипи, сөт, чәй) и счет (бер, ике, өч, дүрт, биш). Выработка умений и навыков найти и показать среди других предмет или его изображение: (Алмабир – дай яблоко.Мә алма – возьми яблоко). Учить отвечать на вопросы «Бу кем? – это кто?», «Бу нәрсә? – это что?» Выработка умений понимать вопрос «Нинди? - Какой?» как вопрос о признаке предмета и называть признак предмета: – Туп нинди? - Какой у тебя мяч? – Зур - Большой Выработка умений понимать слова с формами повелительного наклонения глагола: – Утыр ,аша, эч, сикер, уйна. Формирование умений и навыков детей здороваться и прощаться полными и короткими дружескими формулами, правильно называть свое имя: «Исәнме - Здравствуй», «Сау бул – До свидания», « Рәхмәт - Спасибо», «Мин Коля, мин малай. Я – Коля, – мальчик”. Закрепление названия знакомых предметов, умение давать ответс помощью частицы «әйе - да» или «юк - нет»: – СинАзат? – Юк; – Син Алсу? – Әйе; Заучивание наизусть небольших стихотворений, песен. Тема Лексический минимум 1. Гаилә – Семья (30 ч.) Әти, әни, малай, кыз, мин, исәнмесез, сау булыгыз, исәнме, эт, песи, әйе, юк, сау бул, әби, бабай, әйбәт 2. Ашамлыклар – Продукты Ипи, алма, сөт, чәй, мә, рәхмәт, тәмле, кил монда, утыр, аша, эч (20 ч.) 3. Уенчыклар – Игрушки (30 ч.) 5. Саннар – Счет (14 ч.) 6. Кабатлау – Повторение (14 ч.) Бир, туп, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, хәлләр ничек? Уйна, пычрак, чиста, ю Бер, ике, өч, дүрт, биш Используемый материал Аудиозаписи №1-23 Рабочая тетрадь №1-4 Мультфильмы: 1. “Әйдәгез, дуслашыйк” 2. “Качышлы уйныйбыз” 3. “Шалкан” Аудиозаписи №24-39 Рабочая тетрадь №5-10 Мультфильмы: 1. “Тәмле кибетендә” 2. “Азат кунак чакыра” Аудиозаписи №40-53 Рабочая тетрадь №11-13 Мультфильмы: 1. “Паркка сәяхәт” 2. “Уенчыклар үпкәләгән” 3. “Күңелле уеннар” 4. “Акбай һәм Мияу маҗаралары” Аудиозаписи №54-60 Рабочая тетрадь №14 Мультфильмы: 1. “Уйный-уйный саныйбыз” Аудиозаписи №61-64 Мультфильмы: 1. “Күңелле ял итәбез” Проект «Играя, растём» (5-6 лет). Формирование, развитие умений и навыков аудирования, говорения в игровых ситуациях по темам: «Семья», «Продукты», «Игрушки», «Овощи, «Посуда», «Одежда», «Личная гигиена», «Мебель». «Праздники», «Счет». Обогащение активного словарного запаса детей существительными: кишер – морковь, суган – лук, кыяр – огурец, аш – суп, ботка – каша, кашык – ложка, карават – кровать) Активизация в речи знакомых и усвоение в словарном порядке прилагательных: кызыл красный, баллы – сладкий). Выработка умений различать и использовать в речи формы повелительного наклонения глаголов сикер – прыгай, ки – надень, йокла – спи. Выработка умений и навыков вести диалог, составлять по ситуативным картинкам описание о знакомых предметах, об окружающей действительности, об игрушке, о семье. Разучивание стихотворений, песен на татарском языке. Тема 3. Кабатлау – Повторение (6 ч.) 4. Яшелчәләр – Овощи (30 ч.) 5. Ашамлыклар – Продукты Лексический минимум Лексический минимум первого года обучения Кишер,баллы, ничә, суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә, нинди, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, кызыл, сары, яшел, нәрсә кирәк? юа Аш, ботка (12 ч.) 6. Савыт-саба – Посуда Кашык, тәлинкә, чынаяк, зәңгәр (10 ч.) 7. Киемнәр – Одежда (12 ч.) Күлмәк, чалбар, ки, сал, йокла 8. Шәхси гигиена – Личная Бит, кул, хәерлә көн гигиена (10 ч.) 9. Өй җиһазлары – Мебель Өстәл, урындык, карават (10 ч.) 10. Бәйрәм “Туган көн” – “День рождение” (12 ч) 11. Бәйрәм “Сабантуй – Праздник “Сабантуй” (6 ч.) Яратам, бар Используемый материал Аудиозаписи №1 Рабочая тетрадь №1 Мультфильмы: 4. “Шалкан” Аудиозаписи №2-24 Рабочая тетрадь №2-6 Мультфильмы: 4. “Баллы кишер” 5. “Уйный-уйный эшлибез” 6. “Юл маҗаралары” 7. “Кем эшләми, шулашамый” Аудиозаписи №25-29 Рабочая тетрадь №7,8 Мультфильмы: 7. “Аш бүлмәсе” Аудиозаписи №30-37 Рабочая тетрадь №9, 10 Мультфильмы: 2. “Өч аю” 3. “Чисталыкта – матурлык” Аудиозаписи №38-43 Рабочая тетрадь №11, 12 Мультфильмы: 2. “Киемнәр кибетендә” 3. “Шаян уенчыклар” Аудиозаписи №43-48 Рабочая тетрадь №13, 14 Мультфильмы: 1.“Ни өчен киемнәр югалган?” Аудиозаписи №49 Рабочая тетрадь №15 Мультфильмы: 1. “Маша һәм өч аю” Аудиозаписи №50-60 Рабочая тетрадь №16-19 Мультфильмы: 1. “Туган көн” 2. “Кем нәрсә ярата?” Аудиозаписи №61-63 Мультфильмы: 1. Сабантуй бәйрәме” Проект «Мы уже большие – скоро в школу мы пойдем» (6-7 лет). Формирование и развитие умений аудирования и говорения в игровых и учебных ситуациях по темам: «Семья», «Продукты», «Игрушки», «Счет», «Овощи», «Посуда», «Одежда», «Личная гигиеа», «Мебель», «Праздники», «Знакомство», «Дружная семья», «Угощаем друзей», «К нам пришли гости», «Идём в кафе», «Весёлые игры», «В цирке», «Школа». Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами, которые обозначают предметы (имена существительные): тычкан, мышка, керпе – ёж, тавык – курица, чана – санки, китап – книга, мәктәп – школа. Совершенствование умений и навыков понимания вопросительных предложений со словами «Ничә? - сколько?», – Ничә туп? - Сколько мячей? – Ике туп – два мяча. Активизация в речи глаголов: ашый – ашыйм – кушает -кушаю, утыра – утырам – сидит – сижу, бии – биим – танцует - танцую, укый – укыйм – читает -читаю, чана шуа – чана шуам катается на санках – катаюсь на санках. Активизация в речи вопросительных предложений со словами«Нишли? - Что делает?», «Сиңyнишлисең? - Что ты делаешь?». Активация и закрепление усвоенных ранее прилагательных. Разучивание стихотворений, песен. Тема 12. Гаилә – Семья (10 ч.) 13. Уенчыклар – Игрушки (6 ч.) 9. Ашамлыклар – Продукты питания (6 ч.) 10. Кафега барабыз – Идем в кафе (8 ч.) 11. Күңелле уеннар – Веселые игры (10 ч.) 12. Циркта – В цирке Лексический минимум Син кем? Хәерле көн,тычкан, бу кем? яшь Бу нәрсә? Нишли? Йоклый, утыра, уйный, уйныйм, утырам Ашый, эчә, нишлисең? Ашыйм, эчәм, Барам, кая барасың? Син нишлисең? Чәкчәк, өчпочмак Сикер, сикерәм, сикерә, йөгерә, төлке, йөгер, йөгерәм, бүре, керпе Әтәч, тавык, үрдәк, (8 ч.) 13. Кышкы уеннар – Чана шуа, шуам, Зимние игры (10 ч.) 14. Зур концерт – Большой концерт (12 ч.) Бие, бии, биим, ак, кара, җырла, җырлыйм, зур рәхмәт Используемый материал Аудиозаписи №1-8, 30-32 Рабочая тетрадь №1-3, 9 Мультфильмы: 5. “Мияу адашкан” 6. “Аю баласы дөнья белән таныша” 7. “Тату гаилә” Аудиозаписи №9-11, 15-18 Рабочая тетрадь №4 Мультфильмы: 8. “Батыр Мияу һәм куркак Куянкай” Аудиозаписи №12-14 Рабочая тетрадь №5 Аудиозаписи №19-20, 26-29 Рабочая тетрадь №6 Мультфильмы: 1. “Юмарт аю” 2. “Кафега барабыз” Аудиозаписи №21-25 Рабочая тетрадь №7-8 Мультфильмы: 1. “Урманда күңелле уеннар” 2. “Көчлеләр, кыюлар, җитезләр” 3. “Җәнлекләр спорт бәйрәмендә” Аудиозаписи №33-37 Рабочая тетрадь №10 Мультфильмы: 1. “Циркта” Аудиозаписи №38-41 Рабочая тетрадь №11-12 Мультфильмы: 1. “Шаян кошлар” Аудиозаписи №42-52, 50-54 Рабочая тетрадь №13-14, 15 Мультфильмы: 1. “Урманда зур концерт” 2. “Акбай туган көнгә барырга әзерләнә” 3. “Мияунын туган көне” 15. Күңелле сәяхәт – Веселое путешествие (18 ч.) 16. Мәктәп – Школа (20 ч.) Китап укый. Рәсем ясыйм, укыйм Дәфтәр Аудиозаписи №55-67 Рабочая тетрадь №16-18 Мультфильмы: 1. “Урман китапханәсендә” 2. “Уйный-уйный укыйбыз” Аудиозаписи №68-78 Рабочая тетрадь №19, 20 Мультфильмы: 1. “Урман мәктәбендә” 2. “Теремкәй” 3. “Кем нәрсә ярата?” Рекомендации по проведении педагогического обследования Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала дошкольников. Педагогическое обследование 2 раза в год: в начале учебного года (октябрь) и в конце учебного года (апрель). С детьми 4-5 лет педагогическое обследование проводится только в конце года. В середине года допускается проведение тематической проверки (декабрь, январь). Педагогическое обследование проводится индивидуально. Продолжительность индивидуального педагогического обследования не должна превышать 10-15 минут. Во время проведения обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не указывать на ошибки, чаще говорить слова «Очень хорошо», «Молодец» и т.д. Детям предлагаются задания с учетом возрастных особенностей. Задания объясняются на русском языке. При обследовании новый материал не дается. Педагогическое обследование проводится с помощью рабочих тетрадей. Раздаточного и демонстрационного материала. Наглядность, необходимая при обследовании должна готовиться заранее. За каждое задание проставляются баллы, в конце педагогического обследования баллы складываются и делятся на 5. Оценка выполнения заданий: 2,7-3 балла (высокий уровень) – ребенок отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослого, отвечает быстро и охотно. 2-2,6 балла (средний уровень) – на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно. 1-1,9 (низкий уровень) – на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно. Список средств обучения: 1. Комплект по обучению русских детей татарскому языку (учебно-методические пособия, рабочие тетради, демонстрационный, раздаточный материал к занятиям, сборник художественных произведений для чтения детям на татарском языке, анимационные сюжеты); Для обеспечения современного уровня организации языкового пространства обучения детей татарскому языку разработаны мультимедийные ресурсы нового поколения: Новые мультфильмы по произведениям татарских писателей на татарском языке (объединения "Татармультфильм"); 8 мультфильмов студии "Союзмультфильм", переведенные на татарский язык; Музыкальные сказки и детские песни на татарском языке по произведениям Луизы Батыр-Булгари на 3 CD дисках (Африка хикмэтлэре", "Хэрефлешакмаклар", "Биилэритек-читеклэр"); Аудиозаписи татарских народных танцевальных мелодий "Шома бас" для детей с 3 до 7 лет, на CD-диске. В целях творческого и социально-личностного развития ребенка, формирования интереса к изучению татарского языка, национальных традиций и культуры татарского народа разработан: Цикл телевизионных передач для детей дошкольного возраста на татарском языке "Экиятилендэ" ("В мире сказок"). Методические пособие для воспитателя. Рабочие тетради. Демонстрационный, раздаточный материал "Татарча сойлэшэбез" для детей 4 - 5 лет (авт. Зарипова З.М.); Методическое пособие к рабочей тетради. "Раз словечко, два словечко..." Занимательное обучение татарскому языку. Сборник художественных произведений для детей дошкольного возраста "Балачак аланы". Аудиоприложения к занятиям; Бакча балалары очен бию койлэре "Шома бас"; Сборник из 8 мультипликационных фильмов объединения "Союзмультфильм" в переводе на татарский язык. 3 CD-диска Луизы Батыр-Булгари: Музыкальные сказки на татарском языке: "Сер тотма сур дэк", "Бардым кулгэ салдым кармак..."; Танцевальные мелодии "Биилэритек-читеклэр"; Используемая литература: 1. Шаехова Р. К. Региональная программа дошкольного образования. – РИЦ, 2012. 208 с. 2. Татарча сойлэшэбез 4-5 яшьлек балаларны татар теленэ ойрэту буенча методик ярдэмлек 3. Татарчасойлэшэбез 5-6 яшьлек балаларны татар теленэ ойрэту буенча методик ярдэмлек